Продолжение. Начало в № 785
Во второй половине 1940-х гг. в Уругвай прибыли европейские евреи, пережившие Катастрофу и находившиеся после войны в лагерях для перемещенных лиц. В 1950-х гг. прибыли еврейские беженцы из Венгрии, покинувшие эту страну после подавления антикоммунистического восстания 1956 года, и евреи из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Численность еврейского населения страны возросла. Его уровень жизни значительно повысился, структура занятости претерпела заметные изменения: удельный вес мелких торговцев, ремесленников, рабочих резко снизился. Вместо них появилась и начала быстро расти прослойка промышленников, крупных и средних коммерсантов, служащих, представителей свободных профессий. В Монтевидео подавляющее большинство евреев переселилось в кварталы, где проживает средний класс. Преобладающей политической и идеологической силой в среде уругвайского еврейства стал сионизм.
Единственным исключением стало объединение венгерских, главным образом сатмарских хасидов, возникшее в 1950-х гг. и насчитывавшее к началу 1970-х гг. 40 — 50 семей.
В 1948 — 70 гг. почти 2400 уругвайских евреев репатриировались в Израиль. Одновременно снизилось влияние левых — бундовцев и «прогрессистов».
Продолжала развиваться система еврейского образования: открывались новые школы различной идеологической ориентации; в 1954 г. ашкеназская община Монтевидео организовала учительскую семинарию. В 1957 г. в эфир стала регулярно выходить предназначенная для евреев радиопрограмма «Голос Сиона».
В 1970-х гг. в Уругвае проживали около тридцати тысяч евреев, из них лишь около тысячи — вне Монтевидео, в основном в городах Пайсанду и Роче. Большинство еврейских семей принадлежали к среднему классу, как богатых, так и бедняков было сравнительно мало. Некоторые отрасли легкой промышленности — производство мебели, шерстяных изделий и т. п. находились в основном под контролем еврейских предпринимателей. Евреи, как правило, не принимали участия в политической жизни Уругвая и лишь изредка занимали высокие посты в гражданской администрации и армии — М. Кохен был в первой половине 1970-х гг. министром сельского хозяйства и министром финансов; Ш. Лихтенштейн стал в 1972 г. ректором университета Монтевидео.
Для Уругвая характерны в основном добрые отношения между евреями и христианами; в стране постоянно ведется диалог между духовными лидерами двух конфессий. Тем не менее, в 1960-х гг., особенно во время суда над А. Эйхманом в Израиле, в Уругвае имели место антисемитские выступления, организованные неонацистскими группировками, которые фактически представляли собой филиалы аргентинских праворадикальных организаций. В первой половине 1970-х гг. нападкам юдофобского характера подвергались М. Кохен и Ш. Лихтенштейн, хотя они и не поддерживали связей с еврейской общиной.
Однако антисемитизм не нашел сколько-нибудь заметной поддержки в уругвайском обществе, и даже диктаторские режимы, правившие страной в 1970-х — первой половине 1980-х гг., не взяли его на вооружение. Тем не менее, политическая нестабильность и ухудшение экономического положения Уругвая побудили несколько тысяч евреев иммигрировать в Израиль и в другие страны. Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х гг. демократические правительства Уругвая решительно выступали против юдофобии. Так, в мае 1990 г. президент Л. А. Лакалье принял участие в демонстрации протеста против осквернения еврейского кладбища во французском городе Карпантра, а осенью того же года на митинге протеста, проведенном в связи с аналогичным инцидентом в уругвайском городе Ла-Пас, присутствовали министры внутренних дел и образования, парламентарии, католические священники.
В Уругвае 14 ортодоксальных синагог и одна консервативная (в немецкой общине), два консервативных и два ортодоксальных раввина. Шабад Центр, имеющий своего собственного раввина, не входит в структуру организаций общины. Кошерную еду (она производится в стране и импортируется) можно всегда свободно купить. Работают несколько кошерных ресторанов внутри зданий еврейских организаций.
В середине 1990-х гг., по данным Института современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме, численность еврейского населения Уругвая составляла около 23800 человек, в 2006 г. еврейский ученый-демограф из Монтевидео Р. Поржекански назвал в своей книге цифру около 20 тысяч (Rafael Porzecansky «El Uruguay Judio. Demografia e identidad», Montevideo, 2006). И, по его прогнозу, численность еврейской общины страны будет медленно сокращаться.
Продолжение следует