Уважаемые читатели
В связи с возникшей полемикой на страницах нашей газеты о том, кого можно считать евреем, предлагаем вам фрагмент из статьи нашего автора Соломона Динкевича “Евреи, иудаизм, Израиль” — “Кто мы — евреи?”
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда число галахических евреев меньше числа тех, кто по тем или иным причинам был причислен к еврейству. Но это не значит, что нам позволено отвергать или модернизировать иудаизм, приспосабливая Галаху (Еврейский закон) к условиям жизни. Мы обязаны разобраться в Еврейском Законе. Напомним, что Тора была дарована нам 33 века назад, что законы ее вне пространства и времени, т. е. применимы к евреям, проживающим в любой стране, и не меняются в зависимости от государственного устройства этой страны. Парадоксальные и трагические ситуации встречались в нашей истории и раньше, и выходили мы из них с честью только тогда, когда стояли на позициях иудаизма. Пока евреи хранят Тору, Тора хранит евреев. Это проверенное историей утверждение представляется мне законом не менее реальным и строгим, чем закон всемирного тяготения Ньютона.
Заметим далее, что для всех народов, кроме нашего, характерно наличие общей территории, единого языка, тесных экономических и культурных связей. У нас же все не так, мы – “не как все”: эти признаки не идентифицируют нас. Мы стали народом в пустыне и только потом пришли в свою страну. Уже почти 2000 лет пребываем мы в галуте, т. е. рассеяны по всем странам мира, хотя уже более полувека, как вновь существует еврейское государство, в котором проживают 5 миллионов евреев, примерно треть всего народа. Нет у нас единого языка, мы говорим на иврите, идиш, ладино и на всех языках стран проживания. И с культурой мы “подкачали”: нет у нас единой “светской” культуры, но есть великая религиозная культура — культура иудаизма. И с тесными экономическими связями не все благополучно. С этнической точки зрения мы — евреи не являемся ни племенем, ни народностью, ни нацией не только в силу отсутствия указанных выше особенностей любого этноса, но в первую очередь в силу прозелитизма — возможности перехода в еврейство. В каждом поколении у нас появляются новые прозелиты (т. е. вновь обращенные, геры — на языке Торы), и много среди нас потомков прозелитов. По этой причине не существует еврейской крови и еврейской расы, кожа у нас всех цветов: белая, желтая, красная, черная. В наших жилах течет кровь многих народов, но, когда нас убивают наши враги только за то, что мы евреи, то из жил наших вытекает исключительно еврейская кровь, как писал более полувека назад польский еврей, поэт Юлиан Тувим. Прозелитизм и галут, если не полностью, то весьма существенно размыли черты нашего общего этнического происхождения.
Так что же объединяет нас, если не этническая общность, что служит определяющим признаком еврейства? Наше прошлое, наша история: и где бы ни жили мы на земле, на каком бы языке мы ни говорили, 14 Нисана, в первую ночь праздника Песах, едим мы одну и ту же мацу, выпиваем те же четыре бокала вина, рассказываем ту же историю Исхода из Египта и переживаем ее так, как будто бы это произошло с нами сейчас.
Тора объединила нас, она же и выделила нас из других народов и обособила. Обратимся к Торе. 210 лет пребывали евреи, 12 колен Израилевых, в Египте. И хотя к концу пребывания число их превысило 10 миллионов и, обращаясь к фараону, Моше говорит: “Отпусти народ мой”,- (Шмот, 5:1), они не были еще народом, скорее, “народом в потенции”. В комментариях встречается сравнение евреев в Египте с “эмбрионом в утробе женщины”. И действительно, мог ли сложиться народ в рабстве (последние 116 лет жизни в Египте были евреи рабами фараона)? Напомним, что только 20% евреев вышли из Египта. Исход из Египта, выход на свободу из рабства был моментом рождения народа. Но, поспешно покидая Египет, так, что “тесто не успело закваситься в квашнях” (Шмот, 12:34), евреи еще не осознавали себя народом, у них еще не было единой цели, сплотившей их. И мыслей сражаться за свою свободу еще тоже не возникало. Поэтому, увидев за своей спиной войско фараона, возопили они: “… Лучше нам работать на египтян, чем умереть в пустыне… И сказал им Моше: “… Б-г будет сражаться за вас, вы же умолкните”. (Шмот, 14:12-14).
Только дарование Торы, случившееся на 50-й день после Исхода, Десять Б-жественных речений превратили недавних рабов фараона в народ, в избранный Б-гом народ священнослужителей.
Талмуд говорит, что в Египте евреи сохранили три атрибута своей идентификации: имена, одежду, язык. И поэтому Всевышний вывел их из рабства. Но в бывшем Советском Союзе мы утратили свои имена, одежду, язык. Однако не забыли о своем еврействе. Об этом “позаботилась” советская власть. Она превратила нас в “евреев по паспорту” и давила жестким прессом государственного антисемитизма. И за минувшие 20 лет Всевышний вывел из нашей доисторической родины более двух миллионов евреев.
Исход из Египта и дарование Торы — два основополагающих события нашей истории, в результате которых сыны Израиля осознали себя народом, осознали ответственность друг за друга, усвоили слова Торы: “Не стой безразлично перед кровью брата твоего” (Ваикра, 19:16) и более того: “Возлюби брата твоего, как самого себя” (Ваикра, 19:18). Заповеди Синайского Откровения, повторенные в Торе трижды (Шмот, 20:2-14, Ваикра, 19:3-18, Дварим, 5:6-18), стали фундаментом всего иудаизма, основой Б-жественной морали. Так что же, правы утверждающие, что иудаизм — это религия наподобие христианства и ислама, но только возникшая раньше? Нет, конечно. Иудаизм — это образ жизни евреев. Заповеди Торы включают и ритуальные предписания, и уголовный и гражданский кодексы, и законы семейной жизни, и законы возделывания земли, и законы еврейского государства и общечеловеческую мораль. Мораль Торы вне времени и пространства, она абсолютна, ибо абсолютен ее Творец. И поэтому нас, евреев, весь еврейский народ правильнее всего определить как семью, семью сыновей Израилевых. “Семейные узы, — пишет рабби Адин Штейнзальц в статье “”Что такое еврей”, — самые первые и наиболее фундаментальные среди прочих человеческих связей. Они предшествуют не только национальным, но и внутриплеменным связям. Они лишены рациональной основы”. Им не требуется единства места проживания всех членов семьи. Они зачастую вне времени: наше еврейское самосознание включает ощущение связи с предыдущими поколениями и чувство ответственности перед будущими. Это особенно ярко проявляется в отношении к судьбе Эрец Исраэль. Семейные связи выдерживают различие языков, культур, экономических отношений. В семью можно войти женихом, невестой, приемным ребенком. От семьи можно отречься (от родителей, от детей), можно уйти в другую веру, культуру, можно вызвать к себе неприязнь и отвращение других членов семьи. Однако из семьи нельзя выйти: нельзя перестать быть сыном или дочерью, отцом или матерью, братом или сестрой. И поэтому “рожденный евреем — всегда еврей”.
КОГО ЖЕ СЧИТАТЬ ЕВРЕЕМ?
Итак, мы евреи — семья. И каждый из нас знает, что женщина — основа еврейской семьи. “Мудрая жена устраивает дом свой, — говорит царь Шломо (Притчи, 14:1), — а глупая — разрушает своими руками”. Поэтому и передается еврейство через женщину, и исходит это от Самого Творца. В пятой книге Торы “Дварим” читаем (7:1-2): “Когда приведет тебя Б-г, Всевышний твой, в страну, в которую вступаешь, чтобы овладеть ею, то изгонит Он многие народы перед тобою. Не заключай с ними союза и не позволяй им жить у тебя”. Для нас сейчас наиболее важно следующее повеление (Дварим, 7:3). “И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и дочери его не бери для сына твоего”. “Ибо отвратят сына твоего от следования за Мною, и будут они служить божествам чужим” (Дварим, 7:4). На первый взгляд, речь идет всего лишь о запрете смешанных браков: запрещается выдавать еврейку за язычника (нееврея) и брать в жены язычницу (нееврейку). Однако в Талмуде мы находим более глубокое толкование. В трактате Кедушин (68б, 69а) рабби Йоханан со ссылкой на рабби Шимона бен Йохая говорит, разбирая приведенные выше стихи Торы (7:3 и 7:4): “Сын твоей дочери от язычника (т. е. твой внук) — твой сын, а сын язычницы (от твоего сына) — ее сын”. Таким образом, утверждает Талмуд, рожденный еврейкой (“твоей дочерью”) есть еврей, рожденный язычницей не является евреем. Напомним, что Талмуд — это часть Устной Торы, данной Всевышним Моше на горе Синай вместе с Письменной Торой (Танахом). Отсюда следует, что передача еврейства по “женской линии” исходит от Самого Всевышнего. В комментариях к трактату Кидушин великий Раши не пытается, в отличие от наших рационалистов, оценивать это решение Всевышнего, но ограничивается разъяснением, как из текста Торы следует приведенная формула передачи еврейства через женщину. Он говорит, что в стихе (7:3) приводятся два повеления: 1) дочери твоей не отдавай за язычника и 2) дочь язычника не бери в жены сыну твоему. Однако в следующем стихе (7:4) содержится мотивация только первого повеления: “Ибо отвратит сына твоего от следования за Всевышним”. О каком “сыне твоем” здесь идет речь? О том, который родит тебе дочь твоя, т. е. о внуке твоем. И раз Тора называет его “сыном твоим”, то он еврей, независимо от того, кто его отец. Что же касается второго повеления, т. е. сына, рожденного язычницей, то не сказано, что она отвратит твоего сына (С. Д.) от следования за Всевышним. Отсюда вытекает, что рожденный ею сын не является твоим сыном, т. е. он не еврей (хотя отец его и еврей). Повторю еще раз: формула “сын еврейской матери – еврей” исходит от Творца. Иудаизм не лишает нас права искать рациональные (другие нам недоступны) объяснения Б-жественным повелениям, и некоторые из них все же рационально объяснимы: заповеди “Мишпатин” (предписания) и “Эдут” (свидетельства). Не исключено, что непонятное сегодня станет понятным через века, будет открыто нам Всевышним, а может и тогда остаться непонятным, подобно заповедям “Хуким” (законы). Будем же помнить, что сказал Б-г пророку Исайе (55:8-9): “Мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои, ибо как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои – мыслей ваших…”. Напомню обращение Моше к Всевышнему: “Дай мне познать Тебя… Пожалуйста, открой мне Славу Твою” (Шмот, 33:13, 18).
“И сказал Б-г: “Не может человек увидеть Меня и остаться в живых” (Шмот, 33:20). Очевидно, это выходит за рамки предоставленных нам возможностей. Все наши представления о Б-ге основываются на созерцании Его проявления в нашем мире. Мы говорим: Б-г Мудрый, Милосердный, Милостивый и т. д., но это — только характеристики Его действий, но не Он сам, ибо Он – источник, творец этих понятий, источник Мудрости, Милосердия, Милости… Не могут творения познать своего Творца. Б-г непознаваем. Формулу Его непостижимости находим у великого Рамбама: “Б-г – Знающий, Знание и Знаемое” (Рабби Адин Штейнзальц, “Говорящее Слово”). Нам остается только пытаться вообразить Его, но отнюдь не постичь Его нашим рациональным разумом, ибо Б-г иррационален и трансцендентен. Находясь внутри системы, будучи ее элементом, нельзя познать Того, Кто ее создал. На языке математики это утверждение известно как теорема Геделя: “Оставаясь внутри системы, невозможно установить полноту и непротиворечивость набора аксиом, лежащих в ее основе”. Эта теорема Курта Геделя, вместе с принципом неопределенности Вернера Гейзенберга, знаменовали собой конец абсолютизации науки. Осознаем же, наконец, что эпоха “научного атеизма” безвозвратно ушла, а вместе с нею ушли и вопросы, подобные следующему: “Так что же, вы действительно считаете, что коммунисты не смогут превзойти скорость света?” Этот вопрос с явным вызовом был задан профессору Марку Азбелю на лекции в Московском университете в 1953 году.
Ну, а как и когда появилась вторая половина “формулы еврейства”? Вместе с 2,5 миллиона евреев из Египта вышло много египтян и представителей других народов. “Эрев рав” (великая смесь) называет их Тора. Мидраш говорит, что это Моше разрешил им присоединиться к евреям, и они сопровождали их на протяжении всех сорока лет пребывания в пустыне. Вместе с евреями стояли они у горы Синай, внимая Синайскому Откровению Б-га. Часть из них приняла иудаизм, став прозелитами (герами — на иврите), другая часть противилась Б-жественным повелениям и втягивала евреев в тяжкие грехи, начиная с золотого тельца. Именно тогда, в пустыне, возникла проблема прозелитизма. Завоевав Ханаан и превратив его в Эрец Исраэль, евреи не проживали там изолированно. Иегошуа Бин Нун разрешил коренным жителям Ханаана остаться при условии, что они примут Семь Заповедей, предписанных Б-гом сыновьям Ноаха. И часть из них осталась. И во все последующие годы множество пришельцев селились в Эрец Исраэль. Предвидя это, Моше заповедал народу повеление Всевышнего: “Пришельца не притесняй и не унижай его, ибо пришельцами были вы в стране Египетской” (Шмот, 22:30).
Это требование повторяется в Торе много раз. Речь идет о принявших иудаизм: “Один закон да будет для вас и для гера” (Бамидбар, 5:15). Он (Всевышний) любит гера, любите же и вы его”, — напутствует евреев Моше в последние дни жизни (Дварим, 10:19). Особой внимательности к прозелитам требует от нас иудаизм, ибо “прозелит подобен новорожденному”. Его окунают с головой в микву (специальный ритуальный бассейн), наподобие новорожденного, выходящего из “сосуда” с околоплодными водами. Обрезание мужчин и окунание в микву мужчин и женщин — это вступление в договор со Всевышним.
Иудаизм дает возможность любому вступить в нашу семью, стать полноправным членом завета с Б-гом, таким же потомком Авраама, как и самый родовитый еврей, чье генеалогическое древо насчитывает десятки поколений. Вступая в еврейство, прозелит обязуется выполнять все законы Торы, разделять судьбу народа, быть его частью: “Твой народ — это мой народ, и твой Б-г — это мой Б-г”, — сказала моавитянка Рут, будущая прабабка царя Давида, своей свекрови Наоми (Книга Рут, 1:16). Учителя великого Гилеля, мудрецы Шемайя и Авталион были из семей прозелитов, самый знаменитый из мудрецов Мишны рабби Акива бен Иосиф был потомком прозелитов, наконец, Онкелос, племянник императора Адриана, автор выдающегося перевода Торы на арамейский язык — Таргума Онкелоса — тоже был прозелитом. Раввины проводят долгие беседы с каждым кандидатом, и только убедившись, что мотивы кандидата серьезны, начинают готовить его к принятию иудаизма. Уместно подчеркнуть: мы принимаем в еврейство, но не зазываем в него, миссионерство абсолютно чуждо иудаизму.
Таким образом, и вторая половина формулы еврейства имеет Б-жественное происхождение, и вся она звучит так: “Евреем является всякий, рожденный матерью-еврейкой или принявший иудаизм в соответствии с Галахой (Еврейским Законом)”.
Естественно, мы не могли знать об этом в Советском Союзе, но, приехав в свободную Америку и продолжая жить вне Торы, мы остаемся “потерянным поколением” уже по собственной воле. К счастью, многие из тех, чьи отцы и даже деды были атеистами, возвращаются к своим корням, к вере предков. Этот процесс происходит повсюду: и в Израиле, и в Америке, и даже на покинутой родине.