— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! У меня очень непростой вопрос, и мне неловко его задавать, но я не вижу другого выхода. Дело в том, что мы с мужем вместе на протяжении трёх лет. Мы оба соблюдающие, если это важно. В начале нашей семейной жизни все было замечательно, но сейчас все идёт под откос. Почему? Потому что я больше не люблю его, и мне противно даже его видеть. Он очень предан мне и заботится о нашей семье. Я вижу все эти усилия и стараюсь не показывать своё безразличие. Но с каждым днём это сложнее. Я каждый день вспоминаю, за что я его полюбила, но это не помогает. Я очень надеюсь, что это временная «трудность». Иудаизм — это рациональная религия, и даже в семье нужно в первую очередь думать головой. Но я не могу, поскольку не хочу иметь с этим человеком ничего общего. Почему так произошло, почему однажды утром я поняла, что не хочу быть с ним? Возможно ли вернуть прежние чувства и уважение?
С уважением, Лидия. Россия
— Сразу скажу, что вряд ли сумею оправдать Ваши надежды. И дело тут, пожалуй, даже не в том, что Вы затронули в своем письме слишком уж деликатную тему, обсуждать которую всегда чрезвычайно трудно. В том числе и с близкими людьми, которые хорошо знакомы с персонажами и знают историю развития семейных отношений. А иногда, кстати сказать, и опасно. Ведь в «узоре» внутрисемейных отношений — бессчетное количество нитей, очевидных и незаметных, невидимых не только стороннему взгляду, но и тем, кто сам создавал этот «узор». Поэтому и хороший, казалось бы, дельный совет нередко способен пойти не на пользу, но во вред.
В Вашем письме совершенно нет конкретики, которая была бы поводом высказать хотя бы какие-то рекомендации, которыми Вы могли бы воспользоваться. Более того. Вы, если я правильно понял задачу, которую Вы передо мной ставите — ожидаете, что я найду первопричину Вашей проблемы и обозначу способы, как с ней, с этой проблемой, справиться. Однако же у меня нет никаких волшебных средств, которые позволяли бы совершать невозможное. В принципе, в своем желании отыскать истоки того, что с Вами сейчас происходит, Вы мыслите правильно. Не определив, не рассмотрев препятствие, его не преодолеть. Но что это за барьер возник на Вашем пути и откуда он взялся — никто Вам не подскажет. Только Вы сами способны это установить. Со своей стороны, если я и могу что-то для Вас сделать — то лишь попытаться в какой-то степени, опосредованно, помочь Вам разобраться в себе.
Вы, судя по содержанию Вашего письма, человек с тонкой эмоциональной организацией. Насколько могу себе представить, чувства у Вас, так сказать, «бегут впереди разума». Но эмоции, как не раз говорилось в моих ответах — «серая область». Только на них жизнь не построишь. Ко всему, во всех жизненных сферах, в том числе, и в семейных взаимоотношениях необходимо, что называется «прикладывать голову». И это — достаточно универсальный, общечеловеческий жизненный принцип. Да Вы и сами (возможно, подспудно) это осознаете. Что, если не здравое, разумное размышление — Ваша попытка вернуть былое отношение к мужу воспоминаниями о том, за что Вы, как сказано в письме, «его полюбили». Меня, признаться, несколько смущает здесь само слово — «полюбила». В бытовом смысле это понятие — весьма расплывчатое, но все же явно тяготеющее к сфере эмоций.
Безусловно, когда знакомятся двое, нет смысла продолжать знакомство, если между ними не возникла искра взаимного притяжения, что не имеет рационального объяснения.
Другое дело — решение создать с этим человеком семью. Это требует здравого размышления, разумной оценки качеств потенциального партнера по браку, проверки, насколько у этих двоих совпадают основные жизненные позиции и цели, вообще и, в частности, например, в вопросах воспитания будущих детей и т.п. Тут очень многое зависит от того, как данная конкретная женщина представляет себе семейную жизнь, какую роль в ней отводит себе и что ожидает от потенциального мужа.
Вопрос, что он может ей дать, наверное, тоже не лишний. Но в первую очередь ей следует, на мой взгляд, спросить себя, способна ли она обогатить его жизнь, служить ему поддержкой, опорой. В сосредоточенности исключительно на собственных интересах изначально заложен, на мой взгляд, негативный, разрушительный потенциал, на практике, в процессе совместного сосуществования часто выражающийся в бесконечно длинной цепочке претензий — то не сделал, это не сказал и т.д. и т.п. Но если женщина задумывается над тем, что она может сделать для него, что сумеет внести в его жизнь, как и в чем в состоянии ему помочь, такая ее позиция — более перспективна, в ее потенциале — больше шансов на создании прочной семьи. Кроме того, в контексте такого подхода к созданию семьи уместно вспомнить общеизвестную истину: более глубокую привязанность человек обычно испытывает не к тому, кто что-то делает для него (тут, как правило, возникает чувство благодарности), но — к тому, о ком проявляет заботу он сам. Сердечная привязанность и благодарность эмоционально окрашены все же — по-разному.
Далее в размышлении о замужестве принципиальную роль играет и то, что именно женщина ценит в мужчине. К примеру — порядочность, честность, душевную чистоту, сердечность, силу воли, стремление понять тех, кто с ним рядом, умение ставить перед собой правильные задачи и решать их, силу воли и т.д. Безусловно, бытовые «воронки» совместной жизни способны затянуть человека в такие пучины повседневности, что оттуда уже вроде бы и не виден «маяк». То есть — тот жизненный стержень «второй стороны», который вначале семейной жизни служил ориентиром. И тогда мелкие, не заслуживающие пристального внимания погрешности «второй стороны» (забыл вовремя выбросить мусор и т.п.), проявления недостатков (а они есть у каждого, без исключения) в восприятии партнера/партнерши по браку могут вырасти до «критически непропорциональных» размеров. А в результате постепенно размывается взаимоуважение, взаимное доверие — все то, что цементирует семью. В подобных случаях, жена, полагаю, не без пользы может напомнить себе о достоинствах мужа, которые определили когда-то ее решение выйти за него замуж. И, пожалуй, последнее, для еврейской семьи — первостепенное.
Когда он и она решают создать по-настоящему еврейскую семью и хотят построить совместную жизнь на основе законов Торы, их, по идее, должны объединять общие духовные идеалы, общее стремление приблизиться к Творцу.
По моим наблюдениям, нередко, к сожалению, эти высокие устремления трансформируются в механическое осуществление тех или иных наших заповедей. Когда истинное духовное наполнение отсутствует.
Написал все это для того, чтобы помочь Вам более конструктивно выстроить Ваши размышления.
Рав Элиягу ЭССАС