11 ноября Соединенные Штаты Америки и Канада отмечают день памяти воинов, павших на полях сражений. Именно в этот день, 11 ноября 1918 года Германия и Австрия признали свое поражение в Первой мировой войне. 11-й час 11-го дня 11-го месяца принято отмечать минутой молчания, и многие канадцы носят на лацканах красные маки, символизирующие кровь, пролитую воинами.
Вы спросите, какое отношение имеет эта дата к еврейской газете? Самое прямое. Мы много читали опровержений антисемитского мифа об «евреях, воевавших в Ташкенте», но мало кто знает, что что во время Второй мировой войны в рядах канадской армии сражались 16883 евреев, почти 40% еврейского мужского населения призывного возраста и 10% всего еврейского населения Канады. Это был самый высокий процент на душу населения среди всех других религиозных и этнических групп Канады.
В рядах американской армии воевали 550 тысяч американских евреев, среди них 10 тысяч женщин. Как и все остальные граждане, они воевали против фашизма, но у них была и своя, личная война. Он сражались за спасение своих братьев в Европе, а еще против антисемитских предрассудков своих собратьев по оружию.
Например, неких полковник в канадском городе Виндзор отказывал всем евреям в призыве, и мэр города Дэвид Кролл пришел на призывной пункт вместе с фотографом местной газеты, чтобы «они не могли отказать мне».
Врачу из Торонто Джекобу (Якову) Марковичу отказали в призыве, потому что он родился в Румынии. Позже он был завербован британской разведкой именно из-за знания румынского языка.
Для них это была не просто битва за свободу и демократию, он сражались против Амалека. Вдова одного канадского еврея, Джорджа Мельца, погибшего 8 июля 1944 года, написала на его надгробье: «Оплаканный женой и семьей, он умер, чтобы евреи больше не страдали».
Сержант Герберт Вольф из Оттавы писал домой: «Для меня это больше наша война, чем для кого-либо другого, и молю Бога, чтобы я перед смертью увидел работу нацизма, разрушенную моими руками».
Бен Дункельман из Торонто пошел в армию против воли родителей, потому что «у меня как у еврея, есть особый счет с нацистами».
Эти солдаты были иммигранты или дети иммигрантов, бежавших через океан от преследований и погромов у себя дома, и они не думали, что столкнутся с откровенным антисемитизмом в казармах и окопах. Но было и братство по оружию. Так, старший сержант Родди Эдмондс отказался подчиняться приказу о выдаче евреев в немецком лагере для военнопленных. Когда начальник лагеря приказал всем евреям выйти из строя, Эдмондс не допустил этого. «Мы все евреи», — сказал он. Он побоялся угрозы расстрела и продолжил: «Ты можешь убить меня, ног тебе придется убить всех нас, а когда война закончится, тебя будут судить как военного преступника». Начальник лагеря ушел, а Эдмондс был признан музеем «Яд Ва-шем» первым американским Праведником мира.
Еврейские солдаты составляли 4,23% от всех солдат в американской армии, и примерно 60% еврейских врачей в возрасте до 45 лет были призваны на военную службу. 22 еврея дослужились до самых высоких чинов в армии – 18 генералов, 6 генерал-майоров, 12 бригадных генералов, 1 вице-адмирал, 2 контр-адмирала и 1 командор. Всего различными орденами и медалями были награждены 49315 американских еврейских воинов, из них трое – Бен Соломон, Исидор Яхман и Раймонд Зусман получили высшую награду, Почетную медаль Конгресса.
За всю военную историю Америки 16 еврейских солдат были удостоены этой награды – 4 во время Гражданской войны, 1 – в войне на Гаити, 1 -в индейских войнах, 3 – во время Первой мировой войны, 3 — во время Второй мировой войны, и по двое во время Корейской и Вьетнамской войн.
В 1947 году премьер-министр Канады Вильям Лайон Маккензи Кинг написал благодарственное письмо руководителям Канадского еврейского конгресса, в котором отметил, что война и Гитлер представляли «двойную угрозу» для еврейских воинов, отметив, что они сражались не только против «нацистской и фашистской агрессии», но и «за спасение еврейского народа».
В декабре 1940 года в отчете Королевской конной полиции Каанды было сказано: «Еврейская община как таковая призывалась массово, превышая все пропорции, не только потому что считали это «еврейской войной», но еще и потому, что он они понимают различие между политикой достоинства и грубой силы гораздо лучше, чем люди, воспринимающие свободу как само собой разумеющееся».
Чтобы не быть голословными, приведем один пример, найденный Берни Фарбером, бывшим председателем Канадского еврейского конгресса, в архиве Второй мировой войны.
Рядовой Майкл Де Врис, родившийся в 1914 году в Голландии и иммигрировавший в Канаду, прошел всю войну от начала до конца. 24 мая 1944 года его полк, дислоцированный в Италии, продвигался с боями к реке Мельфа. Задача была не из легких. Дорога представляла собой узкую тропинку, петляющую между оливковыми рощами и виноградниками, да еще пересеченную островерхими холмами, оврагами и ирригационными канавами.
Рядовой Де Врис был послан в разведку. Он обнаружил немецкий пулеметный дзот. Он выждал подходящий момент, атаковал, разоружил и взял в плен шесть нацистов. В тот же день рядовой Де Врис пошел в разведку по собственной инициативе и обнаружил еще один вражеский дзот подразделения Небельверфер. Это подразделение отвечало в вермахте за применение дымовыз шашек и отравляющих газов. Выйдя на вражескую позицию, Де Врис открыл огонь и уничтожил всю команду. По возвращении он сообщил, что территория очищена от немецкой пехоты, и враг отступает, бросая оружие и боеприпасы. Это ускорило наступление союзников.
На следующий день рядовой Де Врис вместе со своим товарищем капралом Ливайсом из Торонто опять вышли на укрепленный немецкий дзот. Капрал Ливайс рассказал, что Де Врис сражался, как целая армия. Дзот был уничтожен, но и сам Де Врис погиб в этом бою.
Канадское командование отметило «выдающуюся инициативу, мужество и самопожертвование, преданность долгу этого солдата, соответствующими высочайшим традициям службы».
И не только современной военной службы, но и лучших традиций еврейских воинов-маккавеев. Как сказал Иуда Маккаби: «Лучше нам умереть в бою, чем видеть злые деяния против нас и нашего Храма».
Пусть будет благословенна память воинов, павших за нашу свободу.