В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет его Творец, Высший Разум — Единый Б-г.
В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении и с риском для жизни, Всевышний «открывается» Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Аврам уходит вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и учениками в Ханаан, где Б-г сообщает ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров, и, опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает жену за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам и Сарай возвращаются со своими спутниками в Ханаан со щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но насквозь порочном городе Сдоме. Между местными царями начинается война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается ему на выручку с горсткой верных людей и одерживает победу. Он освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены четыреста лет в чужой стране, но затем выйдут из плена «с большим достоянием» и вернутся в Эрец-Исраэль (Ханаан). Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврам на Авраама, а Сарай — на Сару и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.
***
«И сказал Г-сподь Авраму: «Уходи из страны твоей, с родины твоей…» (12:1). Слова «лех леха», с которых начинается этот раздел Пятикнижия, можно перевести по-разному: «уходи», «иди для себя», «иди к себе» или просто «иди себе», как во фразе «Иди себе и не приставай к людям». Рабейну Бахья (Бахья бен Ашер ибн Халава, 1255 — 1340 гг.) дал другое и довольно неожиданное толкование. По его мнению, «лех леха» образовано от слова «лихлух» — грязь, нечистота.
Другими словами, Б-г повелел Аврааму (тогда еще он носил имя Аврам) уйти из своего дома и от своей семьи, чтобы избавиться от духовной нечистоты, которая окружала его на родине. И действительно, Ур Касдим (Ур халдейский) хотя и считался спокойной и богатой страной (нечто вроде современной Америки), однако в нравственном смысле был весьма порочным местом.
Но ведь Аврам заметно выделялся среди местных жителей, и грязь не должна была к нему пристать. Уже тогда он был титаном духа, первооткрывателем Б-га и считался неисправимым диссидентом. Разве можно было заподозрить его в подражании местным язычникам? Ведь не случайно его звали Авраам а-иври (еврей Авраам).
Мудрецы сообщают, что а-иври родственно глаголу «ла-авор», перейти, пересечь. Это значит, что весь мир был на одной стороне, а наш праотец Авраам перешел на другую сторону и противостоял всему обществу. Он не боялся вслух говорить правду, приобретя славу «смутьяна», за что подвергался преследованиям, а царь Нимрод даже велел бросить его в огнедышащую печь (к счастью, Авраам вышел из нее целым и невредимым).
Короче, из всех живших тогда людей Авраам обладал самым сильным иммунитетом к духовной порче. Так почему же тогда Б-г велел Аврааму уходить подальше от этой порчи? Ответ прост. Грязь, как духовная, так и физическая, часто пристает к нам незаметно и против нашей воли.
Если мы дышим отравленным воздухом, его ядовитые пары неизбежно впитаются в наши тело и душу. Аврам не мог оставаться в Ур-Касдиме. Он должен был уйти…
Особое зрение
«И установлю Мой союз между Мною и тобою…» (17:2). Что мы видим, глядя на окружающий мир? Небо, деревья, дома… Праотцы еврейского народа смотрели на мир и видели нечто иное: например, что нельзя носить ткани, в которых переплетены льняные и шерстяные нити, что невозможно готовить вместе молочные и мясные продукты, что в Йом-Кипур надо поститься.
Мы с вами можем смотреть во все глаза, но так и не увидим ничего подобного в природе, например, что нельзя есть мясо животного, которое не отрыгивает жвачку и не имеет раздвоенных копыт. Все, что открывается нашему поверхностному взору, это небо, деревья, дома…
Чтобы видеть законы Торы, на которых покоится мироздание, надо иметь особое зрение. Наш праотец Авраам обладал им. Еще задолго до Синайского Откровения и дарования Торы он соблюдал все ее законы, включая даже постановления мудрецов, которые являются такой же объективной и непреложной реальностью, как и Десять заповедей. Впрочем, одна заповедь была неизвестна ему до поры до времени.
Это заповедь «брит-мила», обрезания. Но чем отличается «брит-мила» от других мицвот? Слово «брит» означает «союз», «соглашение». Чтобы заключить союз, требуются, по крайней мере, две стороны. До того как Б-г заключил «брит» с Авраамом, этого союза просто не существовало. Поэтому не было и заповеди «брит-мила».
Согласно условиям «брита», Всевышний повелел Аврааму делать обрезание на той части тела, которая наиболее полно и концентрированно выражает сущность человека, в том месте, которое источает жизненную силу и продлевает человеческий род. И Авраам охотно посвятил Б-гу этот символ своего бессмертия, продолжения в грядущих поколениях.
Но ведь любой союз, любое соглашение требует взаимности. Что же получил Авраам от Б-га? Чем пожертвовал Всевышний ради «брита»? Каким подарком Он связал Себя вечными узами с еврейским народом? Б-г дал Аврааму Свое непоколебимое решение, что только дети Авраама будут представлять Его на земле, что Он будет направлять мировые события прямо или косвенно через еврейский народ, и что им выпадет судьба играть заглавную роль во всех спектаклях, разыгрываемых на подмостках истории.
Мицва «брит-мила» пережила века. Во все времена и во всех странах евреи демонстрировали почти мистическую приверженность этой заповеди. Несмотря на отход от религиозных традиций, вопреки запретам и преследованиям властей, они продолжали обрезать своих младенцев на восьмой день. Нацисты безошибочно выявляли евреев по этому телесному признаку. Его отсутствие спасало еврею жизнь, но таких случаев было крайне мало.
В современном Израиле даже несгибаемые борцы с «религиозным мракобесием», принципиальные осквернители субботы и любители свинины исправно обрезают своих новорожденных сыновей, выполняя тем самым (возможно, неосознанно) важнейший пункт нашего союза с Всевышним, а Всевышний, в свою очередь, держит данное Аврааму слово: хранит свой грешный народ на Земле Обетованной.