В выходные мне попалась на глаза статья из «Вашингтон пост», чей автор клеймил скоропалительную ретираду американского контингента с севера Сирии, называя ее «крупным стратегическим промахом», поскольку в результате «американский народ и наше отечество станут более уязвимыми, наши враги осмелеют, а наши важные союзнические отношения ослабнут».
И в таком духе. Примечательно, что написал статью лидер республиканского большинства в Сенате США Митч Макконнел, в чьих руках окажется судьба Дональда Трампа после неотвратимого импичмента в Палате представителей.
Влиятельный сенатор-республиканец Линдси Грэм, который обычно стоит за Трампа горой, назвал вывод войск из Сирии «катастрофой» и самой большой ошибкой его правления.
Демократы, изнемогающие от ненависти к Трампу, высказывались еще резче. Выступая на последних теледебатах между их кандидатами в Белый дом, бывший вице-президент США Джо Байден назвал внезапный вывод войск из Сирии «самым позорным внешнеполитическим шагом, который сделал кто-либо из президентов нашего времени».
Лжекраснокожая Элизабет Уоррен заявила, что Трамп «бросил наших союзников на произвол судьбы» и «создал гуманитарный кризис небывалых масштабов».
«И снова Дональд Трамп кого-то продал», — сухо заметила бывшая калифорнийская генпрокурорша Камала Харрис. Мэр индианского города Саут-Бенда Пит Бутеджадж, который в случае своей победы сделается первым гласным геем на посту президента, напомнил о своей службе в Афгане и спросил, будут ли снова доверять Америке ее военные союзники после того как она бросила сирийских курдов в набежавшую волну.
«Когда я был дислоцирован в Афгане, — сказал Бутеджадж, — не только афганская Национальная армия, но уборщики рисковали жизнью, поскольку сотрудничали с американскими войсками. После того что только что произошло (в Сирии), мне трудно будет смотреть в глаза мирному афганцу или афганскому солдату».
Я взял большинство этих цитат из статьи известного левого публициста Питера Байнарта, озаглавленной «Лицемерие демократов по Сирии». Он пишет, что Бутеджадж выразился «сильно», но видит иронию в том, что если тому трудно смотреть в глаза афганцам после одностороннего вывода войск из Сирии, которому не предшествовали никакие переговоры, то как Бутеджадж будет смотреть в глаза своим афганским союзниками после одностороннего вывода американских войск из Афганистана, к которому дружно призывают ведущие кандидаты Демпартии?
Уоррен с упреком сказала на диспуте, что США должны были вывести войска с севера Сирии лишь при наличиии «решения, достигнутого путем переговоров». Но, выступая в сентябре на дебатах в Хьюстоне, она заявила нечто противоположное. Когда корреспондент ABC Дэвид Муир спросил, начнет ли она выводить войска из Афгана «немедленно, в отсутствие договора с талибами», Уоррен твердо сказала: «Да!».
Когда Муир спросил, сдержит ли Бутеджадж слово вывести все войска из Афгана в первый год своего правления, несмотря на предупреждения командования, что это закончится плохо, кандидат уклонился от ответа и лишь заметил, что «нам надо положить конец бесконечным войнам».
Тогда Муир обратился к Джо Байдену и спросил, не тревожит ли того перспектива «образования вакуума в Афганистане». Байден отмахнулся от этих опасений и решительно заявил: «Нам не нужны там войска. Я верну их домой!».
Все это говорилось, несмотря на предупреждения экспертов, что, если США выведут войска из Афгана, предварительно не заручившись мирным договором с противником, эту страну ждет то, что происходит сейчас на севере Сирии, откуда американские СМИ наперегонки присылают жалобные репортажи и зловещие прогнозы.
Уоррен, как говорилось выше, заклеймила Трампа за небывалый гуманитарный кризис, но перед этим «Международная кризисная группа» предупредила, что если США уйдут из Афгана в одностороннем порядке, то есть, не договорившись перед этим с талибами, то «афганцы могут дорого за это заплатить», поскольку война, «скорее всего, ужесточится и станет более хаотичной».
В январе корпорация «Рэнд» выпустила доклад, в котором предсказывала, что вслед за односторонним уходом американцев из Афгана «количество жертв среди гражданского населения существенно увеличится, равно как и число беженцев», а «значительный прогресс, достигнутый афганцами в области демократии, свободы печати, прав человека, эмансипации женщин, продолжительности и уровне жизни сойдет на нет».
В сентября 9 бывших американских дипломатов, имеющих опыт по части Афгана, призвали к тому, чтобы вывод американских войск из этой страны происходил не до заключения «реального мирного договора, а за ним следовал», поскольку иначе США «могут предать всех, кто верил нашим обещаниям или внял нашим призывам и начал открыто продвигать демократию и права человека».
Аналогичные предупреждения слышатся и от самих афганцев. В феврале две видных активистки тамошнего правозащитного движения предсказали, что «поспешний уход американцев поставит под угрозу будущее таких достигнутых с великим трудом завоеваний афганцев, как конституционные права, свободы граждан и демократические учреждения».
В марте Палваша Хассан, исполнительный директор Образовательного центра афганских женщин, призвала к «ответственному выводу войск, который прозойдет не за счет прав женщин».
В июле лидер афганских хазаров Акрам Гизаби отметил, что при талибах это шиитское меньшинство «претерпело жестокие, дикие и невообразимые мучения», и что «после талибов женщины и хазары процветали». Сейчас, продолжал Гизаби, те, кто натерпелся от талибов, «с изумлением наблюдают за тем, как США изыскивают самый быстрый способ ухода из Афганистана, оставляя афганцев волкам».
Клеймя Трампа за скоропалительный уход из северной Сирии, Элизабет Уоррен обвиняет его в том, что он «помог ИГИЛу обзавестись другим плацдармом, дал ему вторую жизнь». Но, как пишет Байнарт, эксперты предрекают, что если Уоррен выведет войска из Афгана, то там произойдет аналогичное возрождение терроризма.
Вслед за односторонним американским уходом из Афгана, говорится в указанном докладе корпорации «Рэнд», «экстремистские группировки, в том числе «Аль-Каида» и Исламское государство, получат дополнительное поле для того, чтобы проводить организационную работу, вербовать сторонников и устраивать теракты против региональных и внутренних американских объектов».
Уоррен высказала в Хьюстоне мысль о том, что в отстутствие американских войск США и их союзники смогут бороться с терроризмом в Афганистане посредством экономической помощи и «расширения наших дипломатических усилий». Но в докладе «Рэнд» предсказывается, что в случае одностороннего вывода американцев в Афгане создастся нервная атмосфера, которая приведет к торопливому отъезду иностранных дипломатов, сотрудников международных организаций и других гражданских лиц, «включая многих наиболее образованных и талантливых граждан Афганистана».
«Международная кризисная группа» также предупреждает, что в отсутствие мирного соглашения талибы вполне могут не захотеть позволить американцам уйти безболезненно, и тем придется прорываться с арьергардными боями.
С другой стороны, талибы не обязательно будут выполнять условия мирного договора с США. Боюсь, в любом случае Афгану крышка. С третьей стороны, нельзя же оставаться там бесконечно. Помимо прочего, это дорого: в Афгане в последнее время примерно 14 тысяч американских военнослужащих, которые обходятся в 45 миллиардов долларов в год.
Промблема.