Первый раздел «Берешит», с которого начинается новый годичный цикл чтения Торы, самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений людей — от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из пустоты» вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», посещающую этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с «древа познания добра и зла» и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха и его семью.
***
«Вначале сотворил Г-сподь небо и землю…» (1:1). Тора начинается с шестидневного Сотворения мира. Эта часть кажется особенно уязвимой для научной критики. В самом деле, как можно создать мир за шесть дней? Чтобы понять описываемый в Торе процесс, надо разделить его на две фазы: Creatio ex nihilo — Сотворение из ничего, на которое указывает слово «бара», и — вторая фаза — формирование элементов природы из существующего «сырья».
Первые два стиха Торы («Вначале сотворил Г-сподь небо и землю. И была земля пуста и нестройна, и тьма над бездною, и дух Г-спода парил над водою») описывают первую фазу, когда Всевышний породил все сущее сразу, а перед этим не было НИЧЕГО. В результате первой фазы образовалась хаотичная смесь, называемая «тоху вавоху» (пустота и нестройность).
Вторая фаза Творения описывается с третьего стиха, когда Всевышний приказал: «Да будет свет!»; и стал свет». Можно предположить, что этот свет был сформирован (или выделен) из первичной смеси «тоху вавоху».
В теории такого «двухэтапного» Творения заключена важная идея: первая фаза развивалась вне времени. Тора не говорит нам, когда началось Творение, и сколько оно продолжалось, ибо бессмысленно втискивать этот процесс в рамки времени. Концепция времени, дней и прочего приобрели смысл только с началом второй фазы Творения. Лишь когда Тора сообщает нам о сотворении, формировании Света и Тьмы, Дня и Ночи, и затем говорит: «День один» (заметьте, не «день первый», а именно «день один»), события приобретают осмысленный хронологический характер.
Такой взгляд на Творения поможет нам понять причину расхождений в оценке возраста земли между наукой, опирающейся на геологические и археологические открытия, и еврейской традицией.
Адамово ребро
В пятый день образовались низшие виды животного мира: птицы, рыбы, насекомые. В шестой день появились млекопитающие и «под вечер» — сам человек, «Адам а-ришон». Первое человеческое существо было сотворено в виде двуполого гибрида. Позже Тора сообщает, что Б-г создал Хаву (Еву) из «цэла» Адама. Ивритское слово «цэла» может означать «ребро», «грань» или «сторону». Отсюда известная ошибка в переводе. Многие неправильно поняли, будто Б-г изготовил Хаву из Адамова ребра. Но согласно Устному учению, мужчина и женщина были изначально созданы вместе и позже разделены: пока Адам спал, Б-г произвел «хирургическую операцию»: отделил от него ту его часть, сторону, которая стала Хавой (в переводе с иврита: «дающая жизнь», т.е. мать; кстати, если кто не знает, имя Адам, «человек», образовано от слова «адама», земля, потому что «изготовил Б-г человека из земного праха»). Им же Б-г дал первую заповедь: «пру урву», плодитесь и размножайтесь. Технически эта мицва относится ко всем живым существам, но только на людей возложена обязанность заселять мир, создавать семьи и воспитывать детей, быть полезными членами общества.
Начало и конец
«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею» (1:28). Первая заповедь, которую мы находим в жизнеописании Адама и Хавы, звучит так: «пру урву» — плодитесь и размножайтесь. Последняя мицва, приведенная в книге «Дварим», заключительной книге Пятикнижия, требует от нас написать свиток Торы и учиться по нему.
Эти две заповеди тесно связаны между собой. Первая обязывает людей заселять землю в физическом смысле, чтобы выполнить желание Творца, сформулированное пророком Иешаягу: мир был создан не для пустоты, а для того, чтобы его населяли живые существ. Вторая заповедь требует от нас «плодиться и размножаться» на духовном уровне. Именно этой цели служат
написание свитков Торы, публикация священных книг и обучение Торе евреев.
В Талмуде сказано, что тот, кто учит другого Торе, как будто дает ему жизнь. Сыновья первосвященника Аарона считались детьми Моше, потому что Моше обучал их Торе.
По еврейскому закону, свиток Торы можно продать лишь в двух случаях: для женитьбы и чтобы добыть деньги для изучения Торы (т.е. чтобы «плодиться и размножаться» в физическом и духовном смысле). Здесь, как мы видим, под эти две мицвы подведена общая юридическая база.
Таким образом, перечень 613 заповедей в Торе тоже образует замкнутый цикл: конечная мицва, заповеданная Моше-рабейну в канун его смерти, гармонично стыкуется с мицвой первой, полученной первыми людьми Адамом и Хавой в день их рождения.
Мостик к святости
«И были завершены небеса, и земля, и все воинство их. И завершил Б-г в день седьмой работу свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его, ибо тогда Он отдыхал от всей своей работы, которую сотворил Б-г, чтобы делать» (2:1-3).
В этом отрывке, вошедшем в текст традиционного кидуша, освящения субботнего дня над бокалом вина, торжественно провозглашается, что Б-г сотворил мир за шесть дней, а в седьмой день отдыхал. Свидетельство Торы легло в основу еврейского шаббата.
Б-г освятил шаббат, потому что «тогда Он отдыхал от всей Своей работы». Другими словами, идея освящения шаббата состоит в отказе от работы. Но в продолжении стиха употребляется слово «делать»: отдых сопровождался некоей «активностью». Тут никакого противоречия нет. Б-г «отдыхал» от физического творения, но Он создал в это время духовную сферу, которая регенерируется каждый шаббат. Мир Субботы гораздо выше, совершеннее мира шестидневных будней, с которым он чередуется, но эти два мира не отделены друг от друга глухой стеной. Их гармонично связывает Человек, становясь мостиком между будничным и святым, между трудовой неделей и шаббатом. Адам и Хава были созданы последними, в канун шаббата, потому что только Человек обладает разумом, чтобы внести святость шаббата в свою повседневную жизнь. Из всех существ только он может творить святость. Ангелы святы, но они статичны, неизменны. Они не могут совершенствовать себя и мир. На такое способен только Человек. Шаббат — это печать Б-га, данная в пользование Человеку. Именно человеческая деятельность трансформирует вселенную из бесцельного нагромождения материи в чистое зеркало Б-жественной воли.