Заключительный раздел Пятикнижия «Ве зот а-браха» будет прочитан в следующий понедельник 21 октября — в праздник Шмини-Ацерет. Это единственный не субботний, а праздничный раздел. А в ближайший шаббат, в шестой день Суккота, вместо очередного недельного раздела прочтут специальные праздничные отрывки из Торы, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), содержащую мудрые мысли царя Шломо.
«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой…» (Дварим, 16:13-14).
Можно ли радоваться по приказу? Оказывается, можно. В чем проявляется эта радость? Во времена Храма, как сказано в «Сефер а-хинух», ели жертвенное мясо, это основное. Кроме того, ели вообще мясо, пили вино, надевали новые одежды, давали женщинам подарки, а детям сладости (ну, как не радоваться?). И самый веселый день из этих семи — это день, когда черпали воду, которую затем возливали на храмовый жертвенник.
Эта церемония называлась «Симхат бейт а-шоева». В дни Суккота евреи собирались в Иерусалимском Храме. Возлияния воды на жертвенник сопровождались танцами — ночью при свете факелов. Люди веселились так самозабвенно и вдохновенно, что многие начинали испытывать пророческое озарение.
Теперь, когда Храм лежит в руинах, и мы не приносим жертв и не льем воду на жертвенник под пение левитов, заповедь радости в Суккот все равно остается с нами.
Во многих еврейских общинах Израиля и диаспоры люди собираются ночью в синагогах и веселятся в память о церемонии «Симхат бейт а-шоева». Песни и танцы сопровождаются «живой» музыкой. Участвуют все — мужчины, женщины и дети, причем веселье затягивается до утра.
Прежде чем приступить к танцам, обычно читают пятнадцать «Песен восхождения», псалмы №№ 120 — 134, сочиненные царем Давидом. Эти псалмы соответствуют пятнадцати ступеням Храма, на которых стояли левиты. Во время «Симхат бейт а-шоева» они пели и играли на музыкальных инструментах.
Радость в дни Суккота распространяется также на праздничные застолья, проводимые в сукке. Существует обычай приглашать на них гостей, в первую очередь, бедных и одиноких людей. О тех, кто празднует в одиночку, т.е. только со своей семьей без гостей, говорят, что они устраивают «праздник для своего живота».
Даже веселясь и радуясь празднику, надо проявлять меру в еде и питье, чтобы не испортить его чистоту и святость. Поэтому за праздничным столом принято говорить «диврей Тора», объяснять смысл отрывков из Торы, петь хвалебные песни, обращенные к Б-гу, и, в целом, вести себя достойно и сдержанно, как полагается еврею, представителю народа, особо приближенного к Владыке вселенной.
Содержание раздела «Ве-зот ха-браха»
Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут с ней и еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко — от «Б-жественного поцелуя», в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего вождя и учителя тридцать дней. Так завершается Пятикнижие.
***
Наше еврейское счастье
«Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником твоим? Он — меч величия твоего, и покорны будут тебе враги твои, а ты алтари их будешь попирать» (33:29).
Выдающийся раввин и духовный наставник еврейства России и Польши Хафец-Хаим (1839 — 1933 гг.) так объяснял смысл этих слов. Представьте себе, что армия ведет тяжелый бой с противником. Сражение затянулось, свистят пули и рвутся снаряды, растет число убитых и раненых. Противник не хочет уступать, и в сердца солдат вселяются страх и отчаяние.
Офицеры подбадривают их, напоминают, что они сражаются за честь царя и отечества. «Держитесь и не бойтесь, — кричат они под шум боя. — Когда мы победим, царь щедро вознаградит вас за то, что вы с риском для жизни сражались за его честь!» Между тем, выполняя свой воинский долг, офицеры, как и их солдаты, в глубине души знают, что те же самые призывы раздаются и в стане их врагов, возможно даже, что еще тверже и решительнее, и, кто знает, может быть, боевой дух противника превосходит их боевой дух. Когда две армии сходятся в смертельном бою, никто не знает, кто победит и кто потерпит поражение.
Так происходит со всеми армиями — кроме еврейской. Когда мы сражаемся за своего Царя, мы знаем, что отстаиваем честь не простого монарха из плоти и крови, а Царя Царей, Владыки вселенной, которого в молитве называем «Иш-мильхама» — Повелителем войны.
Его невозможно одолеть. Он выигрывает все сражения. Побежденными оказывались строители Вавилонской башни на заре истории человечества и — много веков спустя — египетская армия, утонувшая в водах Красного моря при Исходе сынов Израиля из Египта.
Спасение еврейского народа всегда ассоциируется в нашей традиции со спасением Самого Б-га. Ибо, когда мы побеждаем, укрепляются честь и авторитет Всевышнего, а наше поражение приводит к дискредитации Его Имени.
Чтобы понять тесную связь между нашей судьбой и Б-гом, достаточно взглянуть на длинный список наших побед над превосходящими силами врагов, побед невероятных и порой просто фантастических: победа Моше над царями Сихоном и Огом, Иегошуа бин-Нуна над армиями тридцати одного царя при покорении Ханаана, победа царя Шауля над Амалеком, Шимшона над филистимлянами, маккавеев над греками. Этот список можно продолжить вплоть до нашей эпохи: убедительные победы израильской армии над армиями пяти арабских стран во время Войны за независимость (1947 — 48 гг.), победа в Шестидневной войне 1967 года и в войне Судного дня в 1973 году.
Эти победы еще больше впечатляют, если вспомнить, что во многих случаях они были одержаны с минимальными потерями.
Мудрецы Талмуда писали, что напасть на Израиль означает напасть на Самого Б-га. И, если евреи не гневили Б-га в те времена, Он защищал их и гарантировал полный успех.
Надо ценить эту связь с непобедимым Царем, ибо, отстаивая Его дело, мы сами непобедимы и неуязвимы. Сражаясь на Его стороне, мы впитываем в себя Его силу и энергию, как электрический прибор, подключенный к электросети.
Комментируя слова «народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником твоим», Хафец-Хаим добавляет, что, хотя время еще не созрело для окончательного спасения, Б-г всегда защищает еврейский народ от уничтожения. Еще две тысячи лет назад этот феномен отметил римский император Адриан, сказав рабби Иегошуа: «Как велика овечка, окруженная семьюдесятью волками!» На что еврейский мудрец ответил: «Как велик Пастырь, спасающий ее!»