— Уважаемый рав, я прочитала, что к полудню (именно к полудню) в Йом-Кипур вердикты о судьбах окончательно решены и подписаны. Так ли это? С вашего разрешения, я бы хотела задать ещё несколько вопросов.
- Возможно ли для человека узнать о решении?
- Может ли решение быть отрицательным?
- Если решение не может быть отрицательным, может ли оно быть не полностью положительным? Как в таком случае это решение будет исполняться?
- Примеры, я думаю, приводить не стоит, поскольку ни один не сможет быть 100% доказан как результат деятельности Всевышнего, а не случайными причинами.
- Я не хочу сказать, что я не выполняю правил Йом-Кипур и других праздников, но, согласитесь, что неопределенность в решении судьбы влечёт неопределенность в раскаянии и искуплении.
С уважением, Мария. Канада
— Постараюсь ответить на все Ваши вопросы по порядку, так как они расположены в тексте письма. Сначала — обсудим, так сказать, вводный вопрос. То, что Вы прочли — не совсем точно. Возможно, Вы неправильно поняли или забыли, что именно там было сказано. Или — в самом прочитанном Вами тексте была допущена ошибка. На самом же деле День Суда — это не Йом-Кипур, а Рош-Хашана. И приговор в Рош Хашана выносится не позднее полудня. Попутно отметим, что приговор выносится не только евреям, но всему человечеству, каждому индивидууму. В Йом-Кипур на Небе, если можно так выразиться, — просматривают поведение человека от начала Рош— Хашана и до завершения Йом-Кипура (то есть в течение 10 дней), и в соответствии с результатами этого рассмотрения в текст приговора вносят «коррективы». И окончательный вариант подписывается. Эта подпись ставится в самом конце Йом-Кипура, в моменты завершения молитвы Неила. Важно подчеркнуть, что вся употребленная здесь и далее терминология и понятия, которыми я в данном ответе оперирую, несколько условны.
А теперь отвечу на остальные Ваши вопросы:
- Нет, это принципиально невозможно. В основе нашего мировоззрения — вера, что Всевышний добрый и справедливый Судья.
- Да, конечно же, может. Поэтому наша задача — сделать все, что в наших силах, чтобы очистить свои мысли и поступки. Так, чтобы повысить вероятность подписания хорошего приговора.
- Решение может быть и полностью отрицательным и не полностью отрицательным (соответственно, в нем будут и позитивные моменты). И хотя Вы просили примеры не приводить, приведу все же один «учебный» пример, который прояснит высказанную здесь мысль. Допустим, в Рош Хашана некоему человеку был вынесен приговор, что он не доживет до конца года. Отрицательное решение в этом случае — если данный приговор останется в силе.Однако решение может быть и другим. К примеру — таким, что человек проживет весь год, до следующего Рош Хашана, но поток благословения Небес для него, по сравнению с ушедшим годом, в наступившем году будет уменьшен. Что означает уменьшение потока Небесного благословения? Возможно, в течение этого года у него появится та или иная болезнь. Возможно — будут те или иные финансовые потери или неприятности. И т.д.Это и есть не полностью отрицательное решение, и не полностью положительное. Как оно будет выполняться в таком случае? Так, как написано в окончательном тексте приговора, «утвержденном» в Йом-Кипур (о тех или иных возможностях улучшения даже как бы и «окончательного текста» в этом ответе не говорю).
- Вы справедливо отмечаете, что любое проявление Всевышнего в мире, в том числе и награда, и наказание, можно как будто бы объяснить «случайными причинами». И примеров тому множество. Положим, выиграл человек в лотерею. Это — просто удача. Крайне редкая, но все же — случайность. При чем здесь Всевышний? Или человек вдруг узнал о хорошем враче, обратился к нему, и тот излечил его от болезни, которая мучила этого человека долгие годы. При чем здесь, казалось бы, решение на Небе и деятельность Всевышнего? Однако каждому, наверное, понятно, что так может рассуждать лишь крайне примитивный человек (это замечание к Вам, безусловно, не относится). Потому что и удача с лотерейным билетом, и успешное лечение врача — все, буквально все в руках Всевышнего. Без Его непосредственного участия ничего в мире не происходит.
- Тут тоже Вы правы. Неопределенность, неизвестность, каким будет решение, ведет к неопределенности в процессе, как Вы выразились, «раскаяния и искупления». Да, конечно же, будет неопределенность. И это тоже фундаментальный вопрос нашей веры. Ведь для Всевышнего все определено. И лишь для нас, людей — нет. Но именно этого и хочет Творец мира. Он хочет, чтобы мы, «вооружившись» этой неопределенностью, сохраняя надежду и веру, направили ее в нужное русло. То есть — еще больше изучали Тору, с еще большей серьезностью обращались к Нему с молитвой и совершали еще больше добрых дел. И это с достаточной ясностью выражено в словах, которые мы произносим в молитве в Рош— Хашана — «тшува (возвращение на пути, указанные Творцом), молитва и цдака (филантропические пожертвования на высокие цели) способствуют изменению приговора».
- http://evrey.com
- Отвечал рав Элиягу ЭССАС