Отцам-основателям США при жизни не снилось, а на том свете не предвиделось, что нижняя палата задуманного ими Конгресса, а точнее, три ее ведущих комитета, превратится в политическую мельницу переработки дезинформации.
При 44 президентах такие попытки происходили, но при 45-м жернова этой мельницы набрали невиданные обороты. В первые дни президентства Дональда Трампа консервативный публицист Патрик Бьюкенен написал, что этот президент обречен на осаду до последнего дня своей власти. После победы демократов на минувших промежуточных выборах им досталась Палата представителей с 25-ю ее комитетами, три из которых — юридический, по разведке и по надзору за правительством — занялись очередной травлей президента, добиваясь его отставки до истечения положенного Конституцией срока. Во всех комитетах представлены депутаты обеих партий, но от партии-победительницы их немного больше, и председатели комитетов тоже победители, а общая расстановка сил в Палате представителей с 1 января 2019 года стала 235 демократов на 199 республиканцев при одном пустом месте. При большинстве в Палате представителей демократы получили возможность принимать в комитетах угодные им законопроекты, которые даже при утверждении полным составом Палаты не имеют шансов на победу в Сенате, то есть законами не станут, но могут повысить популярность демократов в народе, чего они и добиваются перед выборами.
Осада ненавистного либералам Трампа стала намерением «импичнуть» его, что также обречено на провал в Сенате. Три упомянутых комитета стремятся объявить Трампа не соответствующим занимаемой должности по самым разным причинам, начиная с того, что он «психопат, женоненавистник и расист», а кончая тем, что «президентом США он стал с помощью России по желанию российского диктатора-президента». В этом отношении наглядны два недавних слушания — показания бывшего директора ФБР Роберта Мюллера, который 22 месяца безуспешно расследовал «рашагейт» — причастность России к победе Трампа на выборах 2016 года, и показания Кори Левандовски, бывшего советника предвыборной кампании Дональда Трампа в 2016 году.
В обоих случаях было заранее известно, что Мюллер только подтвердит им уже сказанное, а Левандовски от Трампа не отступится, что и произошло 17 сентября на слушаниях в юридическом комитете. «Теперь, — заявил под присягой Левандовски, — очевидно, что в расследовании (Мюллера) участвовали множество людей, которые ненавидят Трампа и преследовали собственные интересы — попытаться свергнуть законно избранного президента Соединенных Штатов. Что касается «сговора» или «заговора», то этого не было. Зато было притеснение президента, начавшееся с того самого дня, как он выиграл выборы». Ранее он письменно заявил, что «для нас как страны было бы лучше, если бы избранные представители государственной власти сосредоточили свои усилия на борьбе с реальными кризисами, с которыми сталкивается наша страна, вместо того чтобы лезть в такие кроличьи норы, как это слушание».
По моему мнению, в котором я не одинок, целью вызова 75-летнего Мюллера и 46-летнего Левандовски для дачи показаний были отнюдь не их ответы, а заданные им вопросы, из которых следовало, что страшнее Трампа зверя нет. Эти вопросы прозвучали и были оглашены наравне с ответами, то есть, как написал и спел в 1966 году Владимир Высоцкий, «надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора, а потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си». Но все это, считает публицист и историк Виктор Дэвис Хансон из Гуверовского института войны, революции и мира при Стэнфордском университете в Калифорнии, лишь вершки ненависти либеральной Америки к Трампу, а корешки лежат глубже, а именно в том, что Трамп «ведет безостановочную войну с культурой прогрессизма, подобно тому, что немцы в Х1Х веке назвали Kulturkampf (Борьбой за культуру)». Тогда речь шла о борьбе правительства Германской империи во главе с канцлером Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью.
Хансон напоминает, что, став президентом, Трамп застал на руководящих постах в ФБР, ЦРУ и министерстве юстиции своих недругов, и «с первых дней его семья, знакомые и бизнесы непрерывно расследовались, изучались и постоянно атаковались». Принято считать, что причиной тому стали стратегическая неортодоксальность и тактическая воинственность Трампа, в частности, по отношению к незыблемости границы, нашему военному присутствию за рубежом и тому, что Хансон назвал «полувековым меркантилизмом Китая». Это одинаково не устраивало демократов и истеблишмент республиканцев, чем можно частично объяснить постоянную кадровую перетасовку администрации Трампа, который недавно назначил четвертого советника по национальной безопасности. И, тем не менее, страна, которую Трамп призвал к возврату былого величия, экономически величалась. Безработица рекордно уменьшилась, а рабочие места рекордно увеличились; зарплаты и доходы семей выросли, инфляция не спешила, а валовой национальный продукт и биржа окрепли.
Но то, в чем профессор Хансон видит подлинный источник всех неладов Трампа и называет синдромом его отчужденности — это бескомпромиссное стремление вести политическую, социальную, экономическую и культурную войну с тем, что Хансон называет «элитой постмодернистского прогрессизма». Современные элиты, поясняет он, считают национализм и патриотизм отжившими свое. Государственные границы стали пережитками даже не прошлого, а позапрошлого века, а образцом управления Соединенными Штатами следует считать не нашу Конституцию, а Евросоюз. СМИ больше не могут позволить себе роскошь быть беспартийными и беспристрастными, поскольку им прежде всего нужно избавить Америку от такого реакционера, как Дональд Трамп, заклятого врага прогрессистов. Грехи Америки, по их убеждению, неизгладимы, и потомкам чернокожих рабов следует выплатить компенсацию за доставку их предков в Америку без их согласия, а тысячи зданий, улиц и памятников, названных в честь героев или событий нашей истории, переименовать, а то и разрушить, поскольку памятник генералу Ли не назовешь памятником Мартину Лютеру Кингу.
Под знаменем прогрессизма Америка идет вперед к отмене природного топлива, ограничению Второй поправки, перераспределению доходов, бесплатному высшему образованию и медицинскому обслуживанию, включая аборты, и, конечно к границам, открытым для всех желающих. Предыдущим президентам-республиканцам это тоже не нравилось, но приходилось терпеть, а вот безумец Трамп полез напролом, называя вещи своими именами, а в ответ получая клички одна обиднее другой. По большому счету, резюмирует Виктор Дэвис Хансон, в этой войне президент Трамп больше выиграл, чем проиграл. В НАТО его терпеть не могут, но были вынуждены увеличить членские взносы; ядерная сделка с Ираном и парижская договоренность по климату расторгнуты, а невыгодные торговые договоры приостановлены и частично перезаключены. Все это, по словам Хансона, разозлило демократов, что их кандидаты на замену Трампа в ноябре 2020 года «сдвинулись левее, чем это было во всей истории первичных выборов. Они ненавидят Трампа, и в этой лютой ненависти объявили себя сторонниками вышеперечисленных целей, включая Новый Зеленый Курс, громить которые в финале предвыборной борьбы кандидату республиканцев будет нелегко.
«В какой-то степени, — написал Хансон, — самые левые кандидаты демократов понимают Трампа лучше все остальных. Если он победит в своем крестовом походе на прогрессистов, им каюк, а их партии придется пойти на необходимые поправки и с овечьей покорностью сдвинуться ближе к центру». Пока же на Трампа «наехали» в очередной раз, и 19 сентября газета The Washington Post, а следом другие СМИ сообщили, что 12 августа не уточненный «свистун» сообщил генеральному инспектору Национальной разведки Майклу Аткинсону, будто в телефонном разновре с неким иностранным лидером президент США обещал ему свою поддержку. Никаких уточнений не последовало, кроме того, что «свистунами» называют сотрудников, разоблачающих работу своих учреждений. Трамп назвал это очередной «фейковой новостью» и в тот же день в твите написал: «Неужели кто-то настолько глуп, чтобы поверить, будто я сказал нечто неуместное иностранному лидеру в ходе телефонного разговора, который могли слушать столько людей. В любом случае, я сделал бы только то, что правильно и полезно для США». Затем стало известно, что до сообщения «свистуна» Трамп беседовал минимум с пятью коллегами, включая россиянина Путина, украинца Зеленского и северного корейца Ким Чен Ына.
Президентский телефон гарантирован от прослушивания нашей контрразведкой на территории США, но может прослушиваться нашей разведкой на другом конце линии. На следующий день та же Washington Post уточнила, что с Зеленским наш президент общался за две с половиной недели до «свиста» Майклу Аткинсону, и этот разговор уже стал предметом расследования в комитете Палаты представителей по разведке. Повторяется история, о которой 75 лет назад спел Высоцкий: «А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си». Правда, в данном случае это была не Би-Би-Си, а Русская служба нашего родного «Голоса Америки», которая 20 сентября, ссылаясь на Washington Post, сообщила, что «демократы (комитета по разведке) хотят выяснить, пытались ли Трамп и его адвокат Рудольф Джулиани манипулировать украинским правительством, заставив его способствовать переизбранию Трампа» в 2020 году. Затем газета Wall Street Journal сообщила, что 25 июля Трамп по телефону просил Зеленского расследовать деятельность Хантера Байдена, сына бывшего вице-президента Джо Байдена.
В администрации Барака Обамы его вице-президент курировал Украину, и в апреле 2014 года Хантер Байден вошел в Совет директоров украинской газовой компании «Бурисма». В 2016 году генеральный прокурор Украины Виктор Шокин начал расследование в отношении компании Burisma Holdings, составив план, куда, по его словам, входили «допросы и другие процедуры криминального расследования в отношении всех членов Совета директоров, включая Хантера Байдена». Однако 29 марта 2016 года Шохина отправили в отставку, расследование прекратилось, а в январе 2018 года Джо Байден признал, что во время визита в Киев весной 2016 года он потребовал у президента Порошенко отставки Шокина, если Украина хочет получить от США гарантии кредита на миллиард долларов.
С учетом, что сейчас 76-летний Байден лидирует среди кандидатов Демократический партии в президенты на выборах в ноябре 2020 года, заручиться таким «телефонным компроматом» на него для Трампа было бы совсем недурственно. Позицию Трампа я уже процитировал, а обозреватель Грегг Джаретт написал на сайте канала Fox News, что «последняя истерика СМИ в связи с жалобой ‘свистуна’ основана на предельно малой информации, что не остановило журналистов от обвинений Трампа в суде общественного мнения и предсказаний его неминуемого поражения».