«Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр!»
(Из оперы «Князь Игорь»)
Кто изобрёл шахматы? На сей счет есть множество легенд и мидрашей. Мой друг, гроссмейстер Арье Юдасин даже книгу свою назвал соответственно — «Тысячелетний миф шахмат». Сперва я упомяну несколько мидрашей, которые связаны с шахматами и приведены в «Тысячелетнем мифе», а затем хочу обсудить наиболее известный, называющий изобретателем шахмат царя Шломо.
Итак, есть мидраш, согласно которому Аман и Ахашверош играли в шахматы на пиру у царицы Эстер. Кто победил, как протекала игра — личная тайна Творца. Другой мидраш сообщает, что лучшие шахматисты Израиля в период скитания народа в пустыне — это зодчие переносного Храма, Бецалель бен Ури и Оолиав бен Ахисамах, исполненные «Б-жественным духом, мудростью и разумением, знаниями и талантом к любому ремеслу, искусством замышлять и воплощать замыслы». Ещё один мидраш гласит, что шахматы получены Моше на горе Синай.
Но существует и другой мидраш о том, кто придумал шахматы. Его приводит рав Ицхак Исраэль Хасида. Согласно этому мидрашу, изобрел их царь Шломо, мудрейший из людей. Шломо ежедневно играл в них со своим военачальником Бенияу бен Йеояда, и всегда побеждал. Однажды во время очередной партии, когда Шломо уже планировал поставить Бенияу мат, со двора послышался шум. Царь отошел к окну, чтобы узнать, что происходит снаружи, а тем временем Бенияу убрал с доски коня Шломо и поставил на освободившееся место своего. Вернувшись к столу, Шломо продолжил партию. Не обратив внимания на изменения, которые произошли в его отсутствие, царь впервые проиграл… Расстроенный, вечером он восстановил по памяти всю партию и понял что произошло. Шломо не желал обвинить Бенияу в лоб и искал способ заставить его признаться. Случай представился спустя несколько недель: ночью царю не спалось, и он увидел двух воров, пытающихся проникнуть во дворец. Быстро переодевшись в платье простолюдина, Шломо пошел к ним, сказал, что он здесь служит и предложил объединить усилия и вместе обчистить казну. Заведя воров в помещение, где хранились царские сокровища, он захлопнул за ними дверь и поднял тревогу. Наутро царь собрал совет, чтобы обсудить вопрос: «Что делают с теми, кто хотел обокрасть царя?» Бенияу, не зная, что во дворце были пойманы воры, решил, что царь все понял. Он бросился в ноги Шломо, сознался в содеянном и умолял о пощаде. Царь простил его.
Несмотря на то, что мидраш этот не включен в авторитетные старинные сборники* , мне он кажется более достоверным, чем другие, упомянутые выше, тем более что впервые я услышал его из уст своего учителя рава Эуда Раковского. Он не сомневается, что царь Шломо не стал бы придумывать какую-то пустую игру для развлечения, что шахматы полезны для людей, поскольку позволяют развить целый ряд необходимых качеств, и главное среди них — умение думать. В наши дни это приобретает все большую актуальность. «Худшее, что я наблюдаю в настоящее время, это то, что умение думать оказывается ненужным, и всё в жизни направлено против него, хотя, казалось бы, это умение должно оттачиваться практикой, подобно умению танцевать или играть на скрипке. Скорость, коммерческие развлечения, звуковая какофония, механистическое отвлечение внимания, даже научные исследования — против! Такие условия способствовали появлению людей, лишённых не только умения, но потребности думать», — писал американский философ Альберт Джей Нок.
Мой учитель объясняет странный феномен, что я, начав изучать Тору почти в 50 лет, успешно продолжаю ее учить, тем фактом, что всю свою жизнь я тренировал и до сих пор тренирую мозги шахматами, и поэтому не впадаю в старческое слабоумие.
И всё же, у меня есть вопрос к этой истории о царе Шломо и Бенияу: как Бенияу мог решиться на такое — украсть у своего царя коня? Чтобы понять, о ком идёт речь, достаточно сказать, что Бенияу по поручению царя Шломо взял в плен самого Ашмедая — царя демонов.
Когда Шломо спросил у советников, можно ли построить Храм, не используя для обработки камней железные инструменты, они напомнили ему, что у Моше был шамир — чудесный червь, сотворенный Всевышним в сумерках, накануне первого Шабата («Авот» 5.6), который мог рассечь даже самые прочные камни. Шломо понял, что шамир должен находиться у Сатана — ангела, которому поручено ставить праведных людей перед испытанием. Далее Шломо стало известно, что заполучить этого червя можно лишь с помощью Ашмедая. И тогда Шломо призвал к себе праведного военачальника Бенияу бен Йеояда, и поручил ему пленить Ашмедая и привести его во дворец, что тот и сделал.
Рав Замир Коэн пишет, что шамир является древним подобием современного лазера. А я хочу добавить, что игра в шахматы чем-то похожа на обтесывание камней для Храма, потому что в шахматах разыгрывается сражение между армиями, но ведется оно без оружия.
Теперь попытаюсь предложить ответ на собственный вопрос. Ни одно из качеств, данных нам Всевышним, не дается нам беспричинно. Его можно использовать к добру или ко злу. Например, зависть, которая губит большую часть человечества, в определенном случае может быть полезна, ибо сказано: «Зависть мудрецов [друг к другу] умножает мудрость». Всевышний желает, чтобы мы выигрывали у сил зла вечную жизнь. Для этого он вложил в нас стремление к победе, желание ее одержать. Бенияу украл у Шломо коня для того, чтобы хоть так победить, а царь Шломо расстроился, ведь так же, как он не заметил произошедшей подмены и проиграл, он может не заметить и нечто более важное, и в итоге проиграть так же и борьбу за свой Грядущий мир.
Но, быть может, если царь Шломо действительно создал шахматы — самую честную игру на свете, которая демонстрирует главный принцип управления миром «мида кенегед мида» («мера за меру») — он просто не мог поверить в то, что проигрывает из-за обмана соперника, а не по собственной вине? Ведь в этой игре выигрыш и проигрыш зависят в основном от самого человека: нужно думать над каждым ходом и не отвлекаться на мысли о том, какая позиция была у тебя раньше. Нужно помнить, что циферблат включен, и что тебе отпущено 120 лет на все твои ходы.
Думаю, я могу понять причину ошибки Шломо. Лет 15 назад я приехал давать сеанс одновременной игры в одну ешиву. Там купили китайские шахматы, доска была со смещёнными белыми и чёрными полями. Я расставил шахматы, зная, что ферзь любит свой цвет. А тут не получалось. Я решил, что сошёл с ума. Глядел на доску, недоумевал, на всякий случай потрогал лоб, чтобы проверить, не высокая ли у меня температура. Кто-то стал смеяться: мастер спорта по шахматам не умеет расставлять шахматы. А надо было, всего-навсего, повернуть доску на 90 градусов.
Рауль Капабланка говорил, что одна проигранная партия стоит ста выигранных и забытых. Возможно царь Шломо, при всей мудрости, просто не мог поверить, что его полководец, всегда служивший ему верой и правдой, стянул коня с доски, и что белое и чёрное настолько перепутались между собой — возможно, именно поэтому он так расстроился, проиграв партию как бы«по своей собственной ошибке».
Не зря Рамбам говорил, как пишет Арье Юдасин, что шахматы являются моделью жизни!
* Впервые этот мидраш опубликован в 6-ой части сборника «Бейт а-Мидраш» Аароном (Адольфом) Эллинеком в 1878 г.