Сегодня он живет в частном доме за высоким забором на ни чем не примечательной улочке в типичном пригороде одного из городов Великобритании. Этот 80-летний сгорбленный старик почти не выходит на улицу. Иногда его навещают друзья или бывшие коллеги.
По сей день он консультирует западные спецслужбы. А свободное время посвящает чтению, много слушает классическую музыку, пишет мемуары и с интересом смотрит мировые новости. Особенно интересуется тем, что происходит в России, на его родине, откуда его вывезли в багажнике автомобиля с дипломатическими номерами в 1985 году. С тех пор он никогда не бывал там и вряд ли когда-нибудь будет. Ведь его заочно приговорили к смертной казни за измену Родине, и этот приговор никто не отменял.
Английский историк и писатель Бен Макинтайр, автор популярных шпионских книг, в последние годы десятки раз встречался с Олегом Гордиевским и записал 130 часов разговоров с ним. Этот материал лег в основу его книги, опубликованной недавно в Израиле. В связи с выходом книги израильский журналист Офер Адерет рассказал в «Гаарец» о советском шпионе.
«Имя Олега Гордиевского до сих пор заставляет вздрагивать генералов КГБ. Это был самый высокопоставленный советский разведчик, которого удалось завербовать иностранным спецслужбам», — пишет Адерет.
Полковник Олег Гордиевский курировал Великобританию и скандинавские страны в Первом главном управлении КГБ, а также исполнял обязанности резидента КГБ в Соединенном королевстве. В какой-то момент он перешел на другую сторону и стал двойным агентом, который начал параллельно работать на британскую разведку МИ-6.
«На протяжении 15 лет он передавал на Запад секреты первостепенной важности из сердца советского разведывательного аппарата, где он имел самый высокий доступ секретности. Важность информации, которую он передавал, сделала его самым известным шпионом в истории», — отмечает Адерет. И продолжает: «Обширная информация, переданная Гордиевским на Запад в столь важный, можно сказать, критический исторический момент, изменила ход «холодной войны». Но не только. Он помог предотвратить ядерную войну, раскрыл советскую шпионскую сеть в Великобритании.
Благодаря его сведениям, англичане, а заодно и весь Запад, получали представление о том, что происходит в Кремле и какие настроения у советских лидеров. Среди самых высокопоставленных «клиентов» информации Гордиевского были президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритания Маргарет Тэтчер», — пишет Офер Адерет.
В 2007 году он был награжден орденом Святых Михаила и Георгия, одной из высших наград Соединенного королевства, за заслуги перед национальной безопасностью. Для написания книги, раскрывшей детали шпионских игр, которые СССР вел с Британией и США, у Макинтайра ушло 5 лет. Впрочем, в центре повествования находится личность двойного агента, и значительное внимание уделяется личной жизни Гордиевского. В ходе бесед Макинтайр все время пытался понять, что чувствовал и переживал его герой, который в течение долгих лет ходил по лезвию ножа и одновременно работал на две влиятельнейшие разведслужбы мира.
Ивритское издание книги выходит под названием «Шпион и предатель: шпионский скандал, который привел к окончанию холодной войны» (издательство «Тхелет», перевод Йоси Мило). 400 страниц шпионских страстей с леденящими душу подробностями. «Он живет один, но под постоянной охраной служб безопасности, — рассказал Макинтайр. — Он не боится российских киллеров. Я вообще не думаю, что в мире существует что-то, чего он боится».
В 2008 году Гордиевский вновь попал в заголовки, когда заявил, что агенты российских спецслужб, по заданию «некоторых враждебных элементов в Москве», пытались отравить его, передав через знакомого отравленные таблетки снотворного. В течение трех суток он пробыл в реанимации без сознания, но его удалось спасти. Впрочем, инцидент не прошел бесследно, руки Гордиевского остались парализованными. По мнению Макинтайра, сам факт, что Гордиевский согласился с ним говорить, чтобы вновь поднять всю эту историю, свидетельствует о том, что шпион ничего не боится.
Макинтайр описывает Гордиевского как человека «с удивительной памятью, он открытый, часто нетерпеливый, иногда очень весел». По его словам, встречи с ним были «дружескими, профессиональными, исчерпывающими», что позволило ему, в конце концов, рассказать миру историю самого известного шпиона. «Он заплатил большую цену за то, что сделал, но я ни разу не слышал ни слова сожаления», — говорит Макинтайр.
Гордиевский считался вундеркиндом. У него была совершенно феноменальная память, благодаря чему он сделал стремительную карьеру в КГБ, куда поступил на службу в 1961 году. В органы он пошел по идеологическим соображениям, его отец был убежденным коммунистом, офицером НКВД. Олег Антонович родился в Москве в 1938 году, как «плоть от плоти КГБ».
Он преуспевал на любом посту, идеально выполнял любое задание. В возрасте 46 лет он стал главой резидентуры КГБ в Лондоне, которая считалась в КГБ самой важной и обширной в мире.
Но и двойным агентом он стал по идеологическим соображениям — ни деньги, ни чувство мести не могли бы побудить этого человека перейти на другую сторону. «У него было много причин, но идеологическая была самой важной, — говорит Макинтайр. — Он ни разу не попросил деньги за свои услуги». Автор отмечает, что деньги в мире шпионов и двойных агентов решают все, будучи «смазкой для шестеренок этого механизма». Но Гордиевский относился к совершенно иной категории. На встрече с агентом Ми-6, где его завербовали, Гордиевский сказал: «Мне не надо от вас денег. Я хочу работать на Запад по идеологическим соображениям, а не за деньги». Много лет он работал бесплатно, и лишь под конец согласился открыть себе банковский счет «на черный день». Потом он, действительно, воспользовался этим счетом, когда сбежал, и там была немалая сумма. «Но ценность такого агента была выше любых денег», — отмечает Макинтайр.
Ситуацию осложняло то, что его жена Лейла тоже была агентом КГБ, и она ничего не подозревала. Олег все время хотел раскрыть ей свою тайну, но у него никак не получалось. Несколько раз он осторожно критиковал советский режим при жене, но каждый раз натыкался на стену неприятия. Однажды он назвал советский режим преступным. Лейла рассердилась: «Если ты ничего не можешь с этим поделать, зачем говорить?» — осадила она мужа.
«Она бы не поняла. Никто бы не понял. Никто. Никому больше я не говорил. Это было бы невозможно. Абсолютно невозможно. Мне было одиноко. Очень одиноко», — вспоминает разведчик этот период своей жизни.
По официальной версии, Гордиевского выдал знаменитый информатор из ЦРУ Олдрич Эймс, завербованный КГБ в 1985 году. Он сдал не менее 25 агентов западных спецслужб, действовавших в СССР. Гордиевского задержали в аэропорту и отвезли на конспиративную дачу, где допрашивали с применением «сыворотки правды». Его жену вызвали в Москву через несколько дней, сказав, что у супруга сердечный приступ. Но агенты КГБ так ничего и не добились, а без доказательств измены действовать в комитете не решились. Гордиевский оказался под колпаком. Все его разговоры прослушивались. Поэтому он часто говорил жене, что против него плетут интриги, а сам он кристально честный офицер и советский гражданин.
Гордиевский бежал из СССР через финскую границу. Побегу посвящены сотни страниц книги. Операция, получившая кодовое название PIMLICO, до сих пор считается одной из самых удачных в истории МИ-6 в период «холодной войны».
Операция расписана в книге поминутно. Условные знаки, фирменные сумки, которые в 1985 году еще были редкостью в Москве, батончик «Марс». Через четыре дня Гордиевский отправился на утреннюю пробежку, с которой уже не вернулся. Сбежав от слежки, он сел на поезд в Ленинград, а потом на автобус до Зеленогорска. Там его подобрал автомобиль с дипломатическими номерами, за рулем которого сидел сотрудник британского посольства. Гордиевский лежал в багажнике, завернутый в специальное одеяло, чтобы сторожевые собаки не почувствовали его запах. Когда он услышал звуки симфонической поэмы «Финляндия» Яна Сибелиуса, он понял, что граница осталась позади. Это был условный знак. А свою семью он смог увидеть только через шесть лет. Впрочем, это была уже совсем другая операция.
Однажды Гордиевский сказал своим английским кураторам: «Я хочу выяснить самый большой секрет, самый важный, жизненно важный для советского руководства. Я хочу понять, как работает система». По словам Макинтайра, в этих словах была квинтэссенция Гордиевского. Он хотел знать все о ненавистном режиме, чтобы понять, как его можно развалить.
По словам Макинтайра, Гордиевский считал свою деятельность вовсе не изменой, а гражданским протестом. «Как Шостакович выражал протест музыкой, а Солженицын — книгами, я, кагэбэшник, мог выразить протест доступными мне методами — из мира разведки», — сказал Гордиевский.