По словам Рамбама, именно Йешуа наполнил мир представлением «о Машиахе, о Торе и о заповедях». Между тем это «наполнение» четко синхронизируется с еврейскими представлениями о временах и сроках прихода Избавителя.
Христианский сионизм
В главе «Ницавим» мы читаем: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя; И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя» (30:3-5)
ТАНАХ содержит множество поразительных пророчеств, но пророчество о рассеянии народа «до края неба» (галуте), и о повторном собирании его в Эрец Исраэль (геуле), несомненно, самое впечатляющее из них. Рамбам даже считал, что «слова эти включают в себя всё, что пророки говорят о приходе Машиаха» («Гилхот малахим» 11)
Со своей стороны христиане, уделяющие столько внимания пророческому обоснованию мессианской миссии своего Учителя, долгое время этих предвещаний сторонились, даже считали их противоречащими своим мессианским упованиям. Издревле провозглашая себя «еврейским проектом», считая себя единственным эксклюзивным и полномочным продолжателем дела еврейских патриархов и пророков, христианство на протяжении веков отказывалось видеть у Израиля какое-либо политическое будущее.
Однако в последние 2-3 столетия ситуация стала меняться. Появилось немало христиан, усматривающих в восстановлении еврейской государственности подтверждение истинности Синайского откровения, а кое-кто даже заметил, что в Новом Завете есть свидетельство того, что Йешуа вместе со своими учениками разделял веру в политическое возрождение Царства Израиля (Деяния 1:6) .
Многие современные протестанты, поддерживающие еврейское государство и содействующие возвращению евреев в Сион, видят в своей поддержке исполнение древних пророчеств, в частности, следующих слов Йеремия: «Так сказал Господь Бог: вот Я вознесу к народам руку Мою, и перед племенами подниму знамя Мое, и они принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на плечах» (49:22).
Эти новые христианские истолкования древних пророков вызывают в еврейском мире двойственное чувство. С одной стороны, факт поддержки налицо, с другой – велико сомнение в ее бескорыстности, и главное сомнение — позволительно ли на этом основании признать христианство «еврейским проектом»?
В этой связи уместно обратиться к словам Рамбама: «Все происшедшее с Йешуа Аноцри и ишмаильтянином, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему. Каким образом? Благодаря им весь мир наполнился («нитмале аолам») вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение» («Мишне Тора» «Законы Царей» глава 11).
Из приведенных слов очевидно, что Рамбам отличает ложь, унаследованную народами от отцов-идолослужителей, ото лжи, унаследованной от отцов церкви. Его высказывание исходит из положения, что христиане наследовали не только ложь. Рамбам признает, что Йешуа «наполнил мир вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях».
Причем это «наполнение», как мне кажется, заслуживает отдельного рассмотрения, так как оно неожиданно подтверждает, что при известных оговорках христианство может быть признано иудаизмом «еврейским проектом».
Весть о Машиахе
Итак, факт остается фактом, именно Йешуа наполнил и продолжает наполнять мир представлением о Машиахе. Причем это «наполнение» четко синхронизируется с еврейскими представлениями о временах и сроках прихода Избавителя.
Сначало может показаться, что как раз наоборот. Так в трактате («Авода зара» 99а) сказано: «Учили в доме учения Элияу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет – Хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – время Машиаха («йамей Машиах»)».
Это значит, что мессианская эра началась в 240 году н.э., что хорошо согласуется с другим положением Гемары (Хелек 98), а именно, с тем утверждением, что Машиах уже появился среди нищих Рима и готов заявить о себе в любую минуту. Дело в том, что р.Йеошуа б. Леви, от имени которого эта «новость» сообщается, был амораем первого поколения, т.е. активно учил и учился именно в ту пору (220-250).
В этом отношении можно было бы сказать, что христианство решительно выбивается из графика, провозгласив Машиахом лицо, действовавшее более чем за два века до первого возможного срока.
Однако имеется еще один маркер. В мидраше (Эйха рабати 1) утверждается, что Машиах родился в день разрушения Храма, т.е. в 70 (по расчетам Раши в 68) году н.э., т.е. за 170 лет до начала двутысячелетия «йомей Машиах».
Это расхождение между днем «рождения» и днем (первого возможного) «явления» хорошо известно традиции и трактуется (Рамбаном, Магаралем и пр) в том смысле, что в день разрушения Храма родилась сама идея, сама необходимость Геулы. «Мессианским дням», т.е. первоначальному моменту возникновения самой возможности явления Машиаха, предшествует его «рождение», — рождение, связанное с катастрофой.
Казалось бы, деятельность Йешуа предшествовала также и этому «мессианскому рождению». Ведь он проповедовал и погиб в 3790-ом (30-м) году, за 40 лет до разрушения Храма.
Между тем уместно заметить, что днем разрушения Храма (являющимся днем рождения Машиаха) можно признать не дату его физического разрушения, а час, в который Всевышний вынес соответствующий приговор. А то был как раз Йом-Кипур 3790 (30) года, как сказано: «Зa сорок лет до разрушения Храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал пылать; двери святилища (ворота Храма) открылись сами по себе…» Йома (39.б). Это было истолковано как знак катастрофы, после чего Сангедрин покинул Лишкат Агазит, (Сангедрин 41.а), а рав Цадок начал бессрочный пост, который, собственно говоря, и отодвинул разрушение («Сорок лет рабби Цадок держал пост и молился, чтобы предотвратить разрушение Йерусалима» Гитин (56.а–б).
Таким образом, днем рождения Машиаха правомочно считать 30 год н.э. (3790), т.е. как раз тот год, в который был казнен Йешуа, и мир начал «наполняться» вестью о Машиахе. Стоит ли удивляться тому, что по завершении этого «наполнения», в конце времен зародился христианский сионизм?
Но и это — часть иудейской веры, веры в то, что в конце времен христианский мир примет участие в восстановлении Храма («Третий Храм будет отстроен Эдомом, который вернет в исходное состояние то, что он разрушил», — комментарий рабейну Бехаей на «Ваикра» (11:4-7).
Более того, Йом Кипур 3790-го (30-го) года — «день рождения Машиаха» вполне мог быть тем «назначенным времением» («беита ахишена» — Йешайяу 60:22), в которое — ради предупреждения грядущих бедствий — избавление могло бы быть ускорено. Это наилучшим образом объясняет как преждевременное выступление Йешуа в качестве претендента на роль Машиаха, так и двусмысленный провал этого предприятия.
Эту гипотезу я рассматриваю в повести «Назначенное время», входящую в третью часть («2140») моей книги «День шестой».
Фрагмент повести и предисловие к ней здесь:
Книга «День шестой» здесь: