Я не сделал ему ничего хорошего, почему же он против меня?

Вы когда-нибудь удивлялись, почему человек, которому вы сделали столько хорошего, проявляет неблагодарность и платит злом за добро?

Впрочем, легендарный мудрец Бриский ров, рав Соловейчик, переселившийся из Бреста в Иерусалим, удивлялся противоположному. Однажды в разговоре он пошутил: «Реувену я помог – потому он платит мне злом за добро, Шимону я сделал одолжение – понимаю, почему он борется против меня. Но ведь Хаиму я не сделал ничего хорошего, почему же и он против?»

В каждой шутке есть доля правды. И в шутке рава Соловейчика выражена некая правда, которая была очевидна ему, но остается скрытой от многих. Именно потому мы продолжаем удивляться: почему мне отплатили злом за все хорошее?

Ответ очевиден: никто не хочет чувствовать себя обязанным! «Ненавидящий подарки будет жить», – выразил эту мысль царь Соломон (Притчи 15:27). С одной стороны, это хорошо, ибо мы не хотим подачек.

Но иногда человек не желает принимать подарки лишь потому, что не хочет «возвращать» одолжение. И даже если ему приходится принимать дары, у него все равно имеется два психологических способа защиты. Первый – это отрицание, неприятие реальности, а второй – представление добра злом, а одолжения – попыткой нанести ущерб.

Представьте себе, что Алекс покупал дом и нуждался в ссуде в десять тысяч долларов. Шолом одолжил ему необходимые деньги. Алекс принял их и купил дом. В подобной ситуации естественно испытать чувство благодарности к пришедшему на помощь. Однако Алекс не хочет быть никому обязанным. Что же ему делать?

Алекс может сказать себе: «Чепуха, для Шолома десять тысяч, как для меня цент. Ничего особенного он для меня не сделал, и ничего я ему не должен!»

Не случайно мудрецы учили нас: «Если человек сделал тебе маленькое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет большим. Если же ты сделал кому-то большое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет маленьким!» Мудрецы понимали, что мы живем в царстве кривых зеркал, смотрим на мир с позиций своего собственного интереса. Поэтому то, что мы делаем, кажется нам неимоверно большим, а то, что делают другие, – незначительным. Мы зачастую воспринимаем одолжение других как само собой разумеющееся.

Впрочем, есть еще один психологический прием, используя который, Алекс может «защитить» себя от естественного человеческого чувства благодарности: «Да, Шолом дал мне деньги. Но почему он это сделал? Для того, чтобы помочь мне? Нет, он хотел унизить меня, поставить в зависимость. Но я все равно не буду пресмыкаться перед ним!» В такой ситуации многие восстают против своих благодетелей с желанием отплатить им злом за добро.

«Неблагодарный добро считает злом и возвращает зло за добро, как сказал царь Соломон «Тот, кто воздает злом за добро, зло не покинет дома его» (Притчи 17:13), – писал рабейну Иона из Гаронди (Испания, 1200 – 1264гг.) в своем классическом труде «Ворота раскаяния» (3:231). – Такой человек может посчитать местью милосердие Небес, как сказано: «Из-за ненависти Всевышнего к нам вывел Он нас из страны египетской, чтобы предать нас в руки эмореев на истребление!» (Дварим 1:27).

Рабейну Иона обращается к событиям, приведенным в нашей недельной главе. Упрекая народ, Моисей вспоминает, что когда евреи отказались идти в страну Израиля из-за злословия разведчиков, то сказали: «Из-за ненависти Всевышнего к нам вывел Он нас из страны египетской». Неужели все чудеса Исхода, десять казней египетских, развержение моря, Синайское откровение, манна небесная в пустыне, – все это «из-за ненависти Всевышнего к нам»?

В действительности Всевышний любил вас, а вы питали к Нему ненависть, – поясняет Раши, приводя слова Талмуда: «Как ты думаешь о человеке, так, по-твоему, он думает о тебе».

Зачем испытывать ненависть к человеку, который сделал тебе добро, тем более платить ему злом? – возмутится читатель. – Не лучше ли прямо признать: «Да, неблагодарный я!» И не нужно будет оправдывать себя, приписывая злые намерения помогающим нам людям.

А вы когда-нибудь видели человека, который бы признался: «Я неблагодарный»? Мы знаем тех, кто говорит, что он ленив, вспыльчив, застенчив… Однако никто не отважится сказать о себе, что он неблагодарный, потому что такой человек теряет свое человеческое лицо! – утверждает рав Файвел Кохен (Нью-Йорк).

«Всевышнему воздаете это (зло за добро), народ недостойный… (Дварим 32:6), – упрекает Моисей в песне, которую поет еврейскому народу перед своей смертью. Раши комментирует слово «недостойный» – на иврите «навал»: «Который забыл все содеянное для него». Рамбан поясняет: «недостойный» – «навал» – тот, кто воздает злом за добро! От того же корня происходит «навела» – падаль, – умершее, упавшее на землю животное. Любопытно, что на иврите слова «нафал» – упал и «навал» – недостойный, связаны как грамматически, так и общим смыслом.

Так что же делать тому, кто упал? Как подняться? Если отсутствие чувства благодарности приводит к падению, то ощущение благодарности возвышает человека!

Почему Всевышний сначала сотворил человека и лишь потом поместил его в райский сад? Для того чтобы, познав тьму, он научился ценить свет, пережив несчастья, научился ценить счастье.

Когда Всевышний спросил Адама, съел ли он запретный плод, тот ответил: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне плод, и я съел».

Адам проявил неблагодарность по отношению к Тому, Кто дал ему жену, когда Адаму было «плохо одному». За неблагодарность Адам был изгнан из райского сада! Поэтому благодарность и является тем ключом, которым потомки Адама могут открыть дверь к своему счастью. Те, кто не ценят своих близких, рискуют их потерять. Те же, кто благодарны своим близким, наслаждаются ими.

Когда евреи перестали ценить Иерусалимский Храм и Землю Израиля, Храм был разрушен, а Земля потеряна. Когда народ научится ценить Храм и Землю, он обретет их!

Лев Кацин, «Еврейский Мир»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора