Все помнят классику – «в то время как космические корабли бороздят просторы вселенной…». Так вот, мы возвращаемся к классике – в то время как иранские дроны бомбят саудовские нефтеперегонные заводы, и ситуация накаляется до военной, в Израиле проходят внеочередные выборы, а в Америке демократы поют «старые песни о главном», главном для них.
Газета «Нью-Йорк таймс» решила отомстить консерваторам за разоблачение антисемитских наклонностей своего редактора, и вытащила из старой бельевой корзины весьма затасканное и поношенное обвинение судьи Кавано в сексуальных домогательствах. Якобы он когда-то давно, в студенческие годы в нетрезвом виде потрясал перед девушками своим мужским достоинством. Было это давно, но один джентльмен, который к нынешнему времени стал почтенным, об этом эпизоде вдруг вспомнил. Девушка, к которой первокурсник Кавано неприлично приставал, этого эпизода не помнит. А могла бы, если бы он был.
Хотя не исключено, что Макс Стир решил освежить свою память в пику расследованиям похождений покойного Джеффри Эпштейна и его высокопоставленных друзей, ну и чтобы отвлечь внимание. Или как доктор Форд, чтобы поддержать борчих за неограниченные аборты. Газета «Нью-Йорк таймс» своего не упустила и крикнула громко: «Сам дурак!» Получается, что в свой собственный адрес.
Между тем демократы во главе с неуемным председателем юридической комиссии Конгресса Джерри Надлером собираются провести следствие с целью объявления импичмента президенту Трампу. Комиссия приняла резолюцию, определяющую основные положения расследования. Более половины демократов в Конгрессе поддерживают начало процедуры импичмента. Правда, учитывая, что большинство в Сенате принадлежит республиканцам, далеко требование импичмента не пойдет, но более умеренные демократы, особенно из штатов, которые в 2016 году проголосовали за Трампа, считают, что их коллеги сами загоняют себя в политическую ловушку.
Демократ Энтони Брендиси сказал в интервью для Fox News: «Меня беспокоит то, что расследование отнимает время от решения других, более важных вопросов».
Конгрессу, действительно, нужно решать более серьезные вопросы. Через две с половиной недели предстоит голосование по бюджету, демократы хотят принять пакет мер, направленных на предотвращение массовых расстрелов, Иран накаляет обстановку, и если демократы в Конгрессе вместо решения реальных, судьбоносных вопросов будут заниматься травлей президента, то он попросту откажется сотрудничать с Конгрессом.
Президент Трамп уволил советника по национальной безопасности Джона Болтона, не сойдясь с ним во мнении относительно Ирана. Болтон известен как непримиримый противник режима и сторонник его смены любой ценой. В свое время он призывал Израиль нанести удар по Ирану самостоятельно, без поддержки администрации Обамы. Однако сейчас президент Трамп решил воспользоваться предложением Франции и начать переговоры с иранскими лидерами, вплоть до того, что он взвешивал возможность личной встречи с президентом Ирана Хасаном Рухани.
Иран ответил залпом 10 дронов по крупнейшему саудовскому нефтеперерабатывающему комплексу Арамко и второму по величине нефтяному месторождению. Ответственность за теракт взяли не себя йеменские хуситы, но, как пишет «Уолл-Стрит джорнал», удар был нанесен с территории южного Ирака.
Крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод Абкейк вспыхнул, как факел, и в 60-ти километрах от него запылало месторождение Кураис. Пожарным удалось взять огонь в Абкейке под контроль. О пострадавших не сообщается. Из-за удара производство нефтепродуктов в Саудовской Аравии сократилось почти вдвое, на пять миллионов баррелей в день.
Несомненно, это нападение командующий бригадой «Аль Кудс» генерал Касем Сулеймани планировал как месть за ужесточение санкций против Ирана.
Бомбардировка дронами крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса ставит целый ряд вопросов, в первую очередь, каким образом системы ПВО на них не среагировали. Логично было бы предполагать, что такой комплекс должен был быть защищен от атак с воздуха. Кроме того, в соседнем Кувейте расположены военные базы США, но и там сигнализация не сработала, и дроны перехвачены не были.
Сейчас Саудовской Аравии, получившей полную поддержку мирового сообщества, придется думать о том, какие ответные меры принимать против Ирана, кроме, разумеется, грозных заявлений, на которые Иран чихал. Плана пока нет. Тут сказываются стратегические просчеты самой Саудовской Аравии и США почти тридцатилетней давности.
С 1991 года Саудовская Аравия вынашивала планы по изгнанию Саддама Хусейна и ослаблению своего главного нефтедобывающего конкурента. В 1991 президент Буш-старший ограничился операцией «Буря в пустыне», наказав Саддама Хусейна за вторжение в Кувейт, но оставил у власти, следуя доктрине Рональда Рейгана – тиран и садист Саддам Хусейн в Ираке служит противовесом тиранам и садистам в Тегеране. Суннитский Ирак против шиитского Ирана.
Президент Буш-младший выполнил заказ Саудовской Аравии и взял Багдад, режим был свергнут, Саддам Хусейн казнен. Напрасно ближневосточные лидеры объясняли президенту Бушу, что в Багдаде нужно иметь сильную руку, проамериканского лидера, который будет твердо держать в руках бразды правления. Буш решил навести в стране порядок и демократию, да и обидно было отдавать все это богатство Саудовской Аравии.
Экспорт демократии на Ближний Восток закончился избранием правительства шиитского большинства и партизанской войной утративших власть суннитов, поставивших перед собой цель создания суннитского Исламского государства в Ираке и Сирии. Поскольку Буш ограничился взятием только Багдада, и на Иран не пошел, а также не закрыл границу между Ираном и Ираком, то очень скоро иранские шииты начали править бал в шиитском Ираке. Американское влияние в Багдаде ограничивалось так называемой «зеленой зоной» тщательного охраняемого правительственного комплекса, дальше был коррумпированный беспредел, гражданская война суннитов и шиитов и, как мы видим, базы шиитских милиций, успешно атакующих нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии.
У Ирана теперь имеется в Ираке инфраструктура, позволяющая на носить удары дронами по различным стратегическим объектам на Ближнем Востоке. Дроны трудно отслеживать и перехватывать. Какие дальнейшие шаги нужно и можно предпринять президент Трамп обсудить с саудовским кронпринцем Мухаммедом Бин-Салманом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу.
Но если мы вернемся к исходной точке, к положению в Иерусалиме и Вашингтоне, то мы получим очень печальную картину политической нестабильности и постоянных интриг с битвой бульдогов под ковром. А Иран все больше наглеет.