Конец августа в Литве выдался очень жарким. Подогрело не только солнце — в России рассекретили документы о страшной судьбе евреев в литовском Каунасе времён фашистской оккупации.
Перед Второй мировой войной почти каждый третий житель Каунаса был евреем. Традиционно евреи селились на противоположной от центра города стороне Немана, в пригороде Вильямполе, то есть в Слободке. Там находилась иешива «Слободка» — одна из самых известных и крупнейших в России. В июне 1941 года Вильямполе-Слободка была превращена в гетто. Там, где когда-то были ворота гетто, теперь стоит памятный знак с надписью на литовском, английском и иврите. За знаком — дом, в котором располагалась немецкая комендатура. Мрачное здание много лет стояло заброшенным, а в прошлом году литовский художник Витянис Якас раскрасил дом и украсил стены осколками стекла. По замыслу, осколки должны напоминать о разбитых судьбах обитателей гетто, а яркие краски — что когда-то у этих людей была яркая и светлая жизнь.
О страшных событиях в Литве времён фашистской оккупации напомнило и Министерство обороны России, рассекретив документы о Каунасской наступательной операции, которая была завершена 75 лет назад, 28 августа 1944 года. Помимо прочего, там говорится о систематическом уничтожении еврейского населения Каунаса, рассказывается и о создании в Вильямпольской Слободе еврейского гетто, в которое были согнаны около 40 тысяч человек. Вот как описывается лагерный режим: «Полицейская охрана лагерей имела категорическое наставление привить евреям повышенный темп работы. При малейшей попытке отказа или уклонения от работы полицейским разрешалось бить евреев без каких-либо ограничений». Узники концлагерей должны были заниматься тяжелым физическим трудом с 5 часов утра до 10-11 часов вечера без выходных. Евреям под угрозой расстрела запрещалось выходить из гетто. Лагерные кухни не обеспечивали узников даже минимально необходимым для организма количеством пищи. Приобрести продукты вне лагеря было невозможно. «Полицейские и эсэсовцы имели неограниченные права отбирать у евреев ценные вещи, деньги, продукты питания», — говорится в рассекреченном спецсообщении начальника контрразведки «Смерш» генерал-лейтенанта Зеленина от 26 августа 1944 года. Начальник концлагеря в Шанцах Курт Бендцко грозил евреям, что за одного сбежавшего из лагеря он расстреляет 50 человек.
Еврейские погромы в Каунасе начались еще до прихода немецких войск. Из того же спецсообщения: «Литовские контрреволюционные националисты-“шаулисты” объединились в вооруженные группы и отряды и начали организованные облавы и расстрелы еврейского населения города. В течение 2-3 дней они собрали в городе шесть тысяч евреев, вывели их за город и зверски расстреляли. Женщины, дети, старики были раздеты и перебиты из винтовок, пистолетов, автоматов и ручными гранатами, а их вещи здесь же разграблены участниками расстрела».
Почти все обитатели гетто, а также тысячи евреев из других стран были убиты в IX форте Ковенской крепости. В XX веке бывшая крепость успела побывать тюрьмой МВД независимой Литвы и тюрьмой НКВД — до и после гитлеровцев. В 1958 году бывший лагерь уничтожения сделали музеем, поставили памятник, даже сняли кинофильм про побег 64 пленников форта. Только старались «не акцентировать внимание на национальности жертв» — как говорилось в советскую эпоху. Слово «еврей» не использовалось в экспозиции музея, из проекта памятника убрали шестиконечную звезду, а в фильме беглецов сделали просто коммунистами, без национальности.
Форт расположен за пределами города, на шоссе. Добираться туда долго и неудобно. Посетителей немного. Каменные стены, вышки и колючая проволока создают мрачное впечатление. Но тяжелее всего на том самом месте, где происходили массовые расстрелы. В июле 1941 года там было расстреляно около 10 тысяч стариков, старух и детей. В августе начальник еврейского отдела гестапо в Каунасском гетто гауптшарфюрер Вильгельм Раука объявил, что немецким властям нужно 500 евреев с хорошим образованием для работы в архивах Каунаса. Вызвались 534 добровольца. Все они были расстреляны в IX форту.
Самый массовый расстрел произошел 29 октября 1941 года. Позднее было точно подсчитано число убитых в этот день: 2007 мужчин, 2920 женщин, 4273 ребенка. Вот еще несколько цитат из спецсообщения. «Оставшиеся в гетто евреи видели, как эсэсовцы и полицейские, вернувшиеся с кровавой расправы, обмывали человеческую кровь со своей обуви и обмундирования». «В феврале 1943 года гестаповцы якобы за проведение антигерманской агитации арестовали в гетто 43 еврея и расстреляли их». «Ужасная трагедия, превосходящая все остальные по жестокости и бесчеловечности немцев, произошла в марте 1944 года: палачами СС и СД были расстреляны и сожжены 1500 еврейских детей».
Уничтожение евреев продолжалось до последних дней оккупации: «Перед отступлением из Каунаса немецкие палачи в диком бешенстве бегали по территории лагерей, расстреливая каждого попавшего им на глаза еврея, забрасывали гранатами подвалы и погреба, а затем подожгли все жилые постройки еврейского лагеря в Вильямполе. Под обломками и камнями сгоревших домов погибли десятки сотен женщин, детей и стариков».
Спецсообщение завершается мрачным подсчетом. Освободившая Каунас Красная Армия провела персональный учет всех евреев и насчитала 634 человека. До войны в Каунасе проживали 37 тысяч евреев.