Арбуз «Нового курса» социализма: снаружи зеленый, внутри красный

Призрак социализма пошел бродить по Европе задолго до того как Маркс запустил призрак коммунизма. Кстати, первой фазой коммунизма Маркс назвал социализм, который начинается захватом политической власти и завершается уничтожением частной собственности на основные средства производства с переходом к государственной плановой экономике.

Популярнее это объяснил советский поэт Маяковский в поэме про Ленина: «Свободный труд свободно собравшихся людей». Когда Америка открыла свои двери, а точнее, свои земли и возможности, для всех кому не лень (в буквальном смысле этого выражения), туда ринулись социалисты и коммунисты, которых в Старом Свете недолюбливали и даже преследовали, считая тем, что у нас, оказывается, принято было называть public charge — обузой для общества. Как сообщила Русская служба «Голоса Америки» 20 февраля 2019 года, «на протяжении значительной части американской истории слово «социализм» считалось ругательством и использовалось скорее в качестве политического оскорбления, чем для описания той или иной политической идеологии».

Напомнить об этом русскоязычному Зарубежью, на которое вещает Русская служба «Голоса», пришлось потому, что двумя неделями раньше президент Трамп в своем третьем Послании о положении страны сказал, что Соединенные Штаты находятся на опасном пути к социализму. Через два дня новый депутат Палаты представителей Александрия Окасио-Кортес, 29-летняя демократ из Нью-Йорка, предложила городу и стране «Новый Зеленый Курс» («Green New Deal»), который с известной натугой можно считать программой построения социализма в США. В тот же день газета The Washingtnon Post написала, что это немедленно поддержали несколько демократов-кандидатов в президенты, начиная с социалиста Берни Сандерса, сенатора-демократа от штата Вермонт, которому в воскресенье исполнилось 78 лет. «Зеленый курс» в разной степени поддержали бывший вице-президент Байден, сенаторы Уоррен, Харрис, Букер и Беннет, а также остальные полтора десятка рангом пониже. Сюда же можно отнести «Взвод» четырех социалисток Палаты представителей во главе с Окасио-Кортес. «Это, конечно, не социализм, — пояснил автор статьи в Post Аарон Блейк, — но с его главными предложениями (бюджетных) расходов и инициатив, что-то вроде модели большого правительства, к которой демократы тяготели десятилетиями. Так был ли Трамп прав? И что может предвещать для выборов 2020 года слово на ‘c’? Можно назвать две вещи. Одна, что примыкание серьезных кандидатур в президенты к явному демократу-социалисту в таком важном аспекте работы правительства означает явный сдвиг американской политической парадигмы. Но вторая — что в целом общество относится к социализму с такой же опаской, как обычно. В результате республиканцы охотно уцепятся за это слово — с подачи Окасио-Кортес».

Что правда, то правда — по данным социологической службы Gallup, в 1949 году за «движение в сторону социализма» высказались всего 14% американцев, а 63% предпочли движение в другую сторону. Но исследователи Gallup установили, что с годами понятие «социализм» в Америке изменилось, отойдя от привычно ненавистной советской модели, и сейчас почти каждый четвертый связывает это слово с понятием социального равенства. Только 17% опрошенных понимают «социализм» в его классическом значении контроля государства над средствами производства и плановой экономики. По данным опроса Gallup 2018 года, к социализму положительно относятся 57% демократов. .

2 марта этого года на ежегодной Конференции политических действий консерваторов (Conservative Political Action Conference или CPAC) в Нэшнл-Харбор, штата Мэриленд, Дональд Трамп полушутя-полусерьезно предположил, что в результате «Нового Зеленого Курса» у американцев не останется ни машин, ни самолетов, а «когда не будет ветра, закончится и электроэнергия». Трамп заявил, что «Америка никогда не будет социалистической страной», и «мы верим в американскую мечту, а не в социалистический кошмар». Там же выступил бывший советник президента Себастьян Горка, сын иммигрантов из Венгрии. «Знаете, в чем самая большая угроза Америке? — сказал он. — Не социализм в Москве, а социализм здесь, в Америке». По данным Фонда памяти жертв коммунизма, который провел опрос в прошлом году, продолжал Горка, «52% американских ‘миллениалов’ хотели бы жить в социалистической или коммунистической Америке. Вот почему 40-летние кандидаты демократов на последних выборах называли себя социалистами. Вот почему Александрия Окасио-Кортес выдвинула ‘Новый Зеленый Курс’, который, как арбуз: зеленый снаружи и красный внутри. Они хотят отобрать у вас ваш пикап, перестроить ваш дом, они хотят отобрать у вас ваши гамбургеры. Это была мечта Иосифа Сталина, но ему этого не удалось. Вы на передовой войны против коммунизма, который возвращается в Америку под личиной социализма демократов».

Казалось бы, с учетом фактов новейшей истории, включая годы холодной войны, слово «социализм», как цель демократов перед президентскими выборами 2020 года, свалилось республиканцам с неба нежданной удачей, но не все так просто. «Электоральный цикл в США 2019-20 гг., несомненно, войдет в историю как период окончательного оформления новой идеологии одной из двух основных американских партий, — написал недавно российский политолог-американист Дмитрий Дробницкий. — Этой идеологией стал социализм… Американские социалисты стали гораздо популярнее в либеральных средах Европы, чем собственные социал-демократы, которых еще лет десять назад превозносили как ‘представителей разумного компромисса’ и проводников ‘честной и ответственной политики’. Практически все либеральные издания Старого Света ставят левых радикалов США в пример своим лидерам, часто и охотно их цитируют, рассказывают об их деятельности, делятся их высказываниями в социальных сетях».

«По ходу предвыборной кампании в США выяснилось, — продолжает Дмитрий Дробицкий, — что умеренность на левом политическом фланге окончательно вышла из моды. Сегодня быть западным либералом означает быть социалистом. И чем радикальнее, тем лучше… В США социалисты пытаются убедить общественность в том, что их политическая повестка не имеет ничего общего ни с СССР, ни с боливарианскими режимами Латинской Америки, ни с коммунистическим Китаем. Они пытаются отмахнуться от неудобных для них параллелей. На деле их предшественники с большим интересом и уважением относились к Советскому Союзу и режиму Мао. Берни Сандерс в недавнем телевизионном интервью открыто похвалил Пекин за борьбу с бедностью. А один из социалистических профсоюзов учителей США направил свою делегацию в Венесуэлу. Это, впрочем, частности. Главная проблема с ‘исключительностью’ западных неосоциалистов состоит в том, что идеалы и даже некоторые методы борьбы нынешних левых ультрас практически не отличаются от тех, что исповедовали и практиковали революционеры век назад… Трамп не то чтобы нашел абсолютное лекарство от этой якобинской заразы, но его ‘лечение’ все же дает результат. Оно состоит в экономическом росте и реиндустриализации».

Призрак, который давно пересек Атлантический океан и загулял по Америке, в Старом Свете дает о себе знать не только в странах «шведской модели» социализма. «Угроза Красной Британии» назвал свою недавнюю статью Рич Лури, редактор консервативного журнала National Review. Автор имел в виду последние события в этой стране, где, по его словам, новый премьер, консерватор Борис Джонсон, «надо отдать ему должное, захватил инициативу в битве за то, выйдет ли Британия из ЕС и на каких условиях». После победы на партийных выборах тори в конце июля 55-летний Джонсон сменил подавшую в отставку 62-летнюю Терезу Мэй, которая инициировала, но не смогла отстоять «Brexit» — выход страны из Евросоюза. Как вкратце сообщила Русская служба Би-Би-Си, затем а) «Палата общин приняла законопроект, запрещающий правительству выходить из ЕС без соглашения, и Палата лордов его одобрила; б) «В настоящее время Британия должна автоматически покинуть ЕС 31 октября, с договором или без него, а Борис Джонсон обещал не просить никаких новых отсрочек; и в) После поражения в Палате общин Джонсон предложил объявить досрочные выборы, но и это предложение не прошло».

За выход страны из ЕС ратуют лейбористы во главе с 70-летним Джереми Корбином, которого Рич Лури назвал «откатом в левацкое напоминание лихих дней самонадеянного застоя Британии». Угрозу того, что к власти придет Корбин, считает Лури, трудно преувеличить, поскольку для Англии это то же, что у нас «Берни Сандерс и ‘Взвод’, смесь ортодоксальной социалистической экономики и враждебности к международной политике США и к Израилю». Лури напоминает, что Корбин начинал свой политический рост с яростной критики своей партии, которая отошла от привычной доктрины при умеренном лейбористе Тони Блэре и возглавил лейбористов в 2015 году, получив поддержку примерно того же электората, что наш Берни Сандерс в 2016, то есть молодежи с ее восторженностью левыми идеями. «Прошлое и настоящее Джереми Корбина замусорено ‘валентинками’ головорезов левого крыла, — написал Рич Лури. — В 1980-е годы он любезничал с (ирландскими террористами) IRA, которые пытались обезглавить британское правительство взрывами. В годы «холодной войны» он писал для просоветской газеты (Morning Star, бывшей Daily Worker, органе британской компартии — А.Г.). Вторжение России в Украину он назвал «не неспровоцированным», тепло отзывался о ХАМАСе и «Хизбалле» и, осуждая исламский терроризм, не мог удержаться от критики Запада. Не случайно его Лейбористская партия запаршивела антисемитами».

В октябре 2015 года давно живущий в Англии российский журналист Андрей Остальский написал, что с 1983 года, «став депутатом Палаты общин от Лейбористской партии, Корбин примыкает к группе ‘Социалистическая кампания’, что на самом левом фланге». В газете Morning Star «он до сих пор остается колумнистом… и как-то назвал ее ‘чрезвычайно ценным для нас изданием, нашим единственным голосом среди ежедневных газет». По словам Остальского, который с 1994 года работал в Русской службе Би-Би-Си, Корбин «сторонник вполне марксистской идеи национализации средств производства, банков, финансовой системы, хотя и без диктатуры пролетариата».

Не меньше Джереми Корбина от Рича Лури досталось его подручному Джону Макдонеллу, 68-летнему «теневому министру финансов» лейбористов. Коллег-консерваторов в Палате общин Макдонелл назвал «социал-преступниками», и ему же принадлежат слова, что «любой организации и любой личности, которая нападет на наш класс, мы ответим прямыми действиями». В интервью организации «Союз троцкистов за свободу рабочих» (Trotskyist Alliance for Workers’ Liberty) много лет назад Макдонелл признался, что наибольшее влияние на него оказали Маркс, Ленин и Троцкий, причем Карла Маркса он назвал «поразительной фигурой», у которой «есть много чему поучиться». И это, отмечает Рич Лури, исходит от человека, который «может стать министром финансов одного из крупнейших банковских центров планеты».

Выборы в демократическом обществе всегда важны, признает Рич Лури, но Великобритания, по его мнению, в грядущие недели столкнется с выбором: вернуться к полной независимости от Евросоюза или отдать власть опасному радикалу, который гордо называет себя демократическим социалистом. Как гласит один еврейский анекдот, некий юноша спросил у раввина, куда ему лучше вложить деньги, а стоящая рядом девушка спросила, стоит ли ей в брачную ночь надевать рубашку. «Неважно, — ответил ей мудрый ребе, — тебя все равно поимеют. И к вам, молодой человек, это тоже относится». Это я к тому, что реинкарнированный социализм равно грозит Старому и Новому свету.

2-Depositphotos_8049678_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,89 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора