Продолжение.
Начало в № 785
После возвращения военных к власти в марте 1976 г. леворадикальные организации были разгромлены, и антикоммунистический альянс Аргентины прекратил свою деятельность.
С одной стороны, в ходе ожесточенной борьбы между правительством и вооруженными левацкими группировками сотни евреев, главным образом молодых, были похищены военными и большей частью бесследно исчезли. Впоследствии, в середине 1980-х, выяснилось, что из 30 тыс. без вести пропавших в годы правления военного режима 1,5 тыс. человек, т. е. 5 %, составили евреи. При этом евреев было лишь около 0,6 % населения Аргентины. В тайных тюрьмах, где зачастую в широком ходу была нацистская символика, с евреями обращались хуже, чем с неевреями. (Более подробно см. http://hgs.oxfordjournals.org/cgi/content/abstract/4/4/479).
В Главной синагоге Буэнос-Айреса на стенах установлены большие мраморные плиты, где увековечены имена пропавших без вести евреев.
С другой стороны, президент Х. Р. Видела, министр иностранных дел и другие видные деятели военного режима публично осудили антисемитизм. Их поддержала католическая церковь. Власти закрыли издательства, специализировавшиеся на публикации юдофобской литературы. В октябре 1977 г. был опубликован проект закона, направленного против разжигания расовой и религиозной ненависти.
Меры правительства во второй половине 1970-х годов, увы, не остановили антисемитских выпадов в печати и нападения на евреев. В начале войны между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских островов в 1982 г. делегация еврейских ассоциаций Аргентины выступила с заявлением в поддержку правительства. Многие евреи сражались в рядах аргентинской армии. В это время в армии впервые был введен институт военных раввинов. Летом и осенью 1982 г., в связи с Ливанской войной и ослаблением военного режима, руководители которого заявили о своем намерении передать власть демократически избранному гражданскому правительству, в Аргентине вновь участились антисемитские инциденты: нападения на евреев и акты вандализма. В ходе избирательной кампании по выборам президента и Национального конгресса в 1983 г. члены Хустисиалистской партии допускали антисемитские выпады. С нападками на евреев, перемежавшимися с похвалой в адрес Гитлера, выступил бывший ректор Национального университета в Буэнос-Айресе А. Отталанго. Активную антиизраильскую и антисионистскую агитацию вели арабские ассоциации. В ряде мест были осквернены еврейские кладбища, разгромлены дома евреев и помещения еврейских организаций. На юге страны в городе Комодоро-Ривадавия произошел погром, в ходе которого вооруженные бандиты разрушали принадлежавшие евреям магазины, врывались в синагоги и частные дома.
После победы на президентских выборах Р. Альфонсина в 1983 г., кандидата Гражданского радикального союза — единственной крупной политической партии Аргентины, отвергавшей антисемитизм, несколько евреев вошли в правительство страны. О. Шуберофф стал ректором Национального университета в Буэнос-Айресе. Раввин М. Мейер и профессор Г. Климовски вошли в правительственный Комитет по розыску пропавших без вести. В 1988 г. президент Альфонсин провел в Национальном конгрессе закон, запрещающий дискриминацию во всех ее видах и разжигание национальной, расовой и религиозной розни.
Правительство Гражданского радикального союза впервые в истории Аргентины приняло меры по выявлению и задержанию скрывавшихся в стране нацистских преступников. Но оппозиционные силы активно использовали антисемитизм в качестве орудия борьбы против правительства, которое они называли «радикальной синагогой».
Под юдофобскими лозунгами выступали организаторы двух неудавшихся попыток государственного переворота, предпринятых в 1987 и 1988 гг.
Во второй половине 1980-х гг. в Аргентине вновь участились случаи осквернения еврейских кладбищ, акты вандализма, направленные против еврейских организаций, нападения на синагоги (властям пришлось даже выставить полицейские посты). Произошло несколько похищений и убийств богатых еврейских бизнесменов. В ноябре 1987 г. в сефардской синагоге Буэнос-Айреса взорвалась бомба. В ответ делегация еврейских ассоциаций Аргентины провела на одной из центральных площадей города массовый митинг, в котором приняли участие и многие неевреи- политические деятели, профсоюзные лидеры, католические священники.
Избрание президентом страны хустисиалиста К. Менема (1989), выходца из эмигрировавшей в Аргентину семьи сирийских арабов-мусульман, поддерживавшего, несмотря на переход в католичество, тесные связи с местной арабской общиной, вызвало определенное беспокойство в еврейской среде, однако уже первые шаги нового главы государства показали, что ему чужд антисемитизм. В сформированный им кабинет вошли несколько евреев: М. Иконикофф — министр планирования, Э. Каплан — директор протокольного отдела, К. Корах — советник президента. Евреев начали назначать на высокие посты во всех государственных органах. Исключение составили военно-дипломатический корпус и высшие судебные инстанции. В мае 1990 г. К. Менем принял участие в организованном еврейской общиной Буэнос-Айреса и проходившем в одной из синагог столицы митинге протеста против осквернения еврейского кладбища во французском городе Карпантра (провинции Прованс).
Футбол
не менее популярен,
чем танго
На первом чемпионате мира по футболу XXI века тренер, а в прошлом игрок сборной Аргентины Рикардо Ла Вольпе и ее капитан — 30-летний опорный защитник Хуан Пабло Сорин, включенный в символическую сборную мира, — евреи. Хуан Пабло Сорин учился в еврейской школе и посещал Израиль по программе «Таглит». Кстати, дедушка Хуана прибыл в Аргентину не из маленького Крыжополя или лапотной Москвы, а из самой Одессы! Есть в аргентинской сборной еще один футболист-еврей Вальтер Самуэль, левый защитник миланского «Интера». А как вам нравится последняя «еврейская новость» касательно аргентинского футбола? Ассоциация футбола Аргентины подписала контракт о спонсировании с компанией еврея-бизнесмена из России Виктора Вексельберга…
Продолжение следует