Человек, укротивший ураган

К побережью Северной Каролины ураган «Айрин» на исходе августа 2011 года подошел ослабевшим с оценкой на уровне единицы. А уж по другим штатам разгуливал и вовсе шторм. Между тем, погубил он более 50 человек, экономический ущерб превысил 40 млрд долл.

Как-то прислал мне из Москвы книгу «Человек из легенды» Ю. Казарова и И. Стражевой-Янгель тот, о ком написана: Олег Александрович Чембровский. Сопроводил весьма лестной надписью на титуле, вклеил свою визитку. На ней — звания: академик, генерал, Герой Советского Союза, Генеральный директор НТЦ «Альтернатива» и прочая, и прочая… Все правда, удивительно только, что вспомнил обо мне и нашел. А встречались-то единственный раз за полгода.

Дело было на Сахалине, куда меня командировали в его распоряжение. Тогда, в середине 70-х прошлого столетия во Владивостоке при Институте проблем управления Дальневосточного отделения АН СССР была сформирована совершенно секретная группа, в задачи которой входило выявление мест зарождения тайфунов в Тихом и Индийском океанах.

Руководил работами известный исследователь академик генерал-майор Олег Чембровский. В результате работы его группы выявилась возможность эффективного подавления очагов возникновения тайфунов при обстреле их реактивными снарядами с боеголовками, в которых помещались ядрообразующие реагенты. К слову — не только снарядами, но и другими способами. О них — позже. Я вообще удивлен был, что и эти данные появились в открытой печати. Потому что тема закрыта была намертво. Ибо — не только давить тайфун (так называют ураган в Тихом океане), но и менять его курс, направляя на супостата, пыталась спецгруппа генерала Чембровского.

Думается, стоит кратко об ураганах рассказать. Все они зарождаются в тропиках при высокой температуре верхних слоев океана или моря, когда атмосферный воздух в этом районе вдруг резко охлаждается. Испарение усиливается, и огромные воздушные массы от поверхности воды устремляются вверх. При этом возникает мощная тяга, словно в дымоходе, увлекающая все новые и новые порции воздуха.

hqdefault7777777

Из-за движения земли этот подъем воздуха приобретает вращательное движение, причем в Северном полушарии оно направлено против часовой стрелки, а в Южном наоборот. В целом ураган — это громадный волчок диаметром в несколько десятков, а то и сотен километров, кружащийся с огромной силой. Внутри его есть своеобразная ось, которую называют «глазом бури» — здесь ветра и облаков почти нет. И колосальная центрифуга из-за разницы давлений в окружающем воздухе, возникнув, начинает двигаться туда, где давление окружающего воздуха ниже. Кинетическая энергия одного мощного урагана огромна — 1,5 х 1012 ватт, это половина генерирующей мощности всех электростанций в мире. Некоторые разработчики давно мечтают направить ее в полезное русло, но информация об этом — на уровне слухов. По слухам же — существуют секретные лаборатории, разрабатывающие метеорологическое оружие и даже испытывающие его. Одно из немногих официальных подтверждений того, что в этом направлении ведется работа, — доклад Weather as a Force Multiplier, размещенный на сайте ВВС США. В нем есть глава об управлении погодой в военных целях.

Такую работу в СССР вел в Обнинске уникальный объект «Тайфун» — метеорологический полигон, основу которого составляет самая высокая в Европе (310 м) метеомачта. Комплекс предназначен для фундаментальных и прикладных исследований приграничного (до 300 м) слоя атмосферы. Именно в этом слое скрыты многие тайны возникновения и развития таких опасных явлений, как смерчи, ураганы, шквалы.

Еще в 70-е гг. группа ученых, возглавляемая Юрием Серегиным, в процессе разработки методики разрушения и подавления мощных кучево-дождевых облаков почти вплотную приблизилась к тайнам возникновения смерчей и ураганов. Их «зачинщиками» являются восходящие от земли воздушные потоки, которые при совпадении целого ряда факторов и превращаются в сверхмощную и опасную стихию. «Серегинцы» экспериментальным путем доказали, что эти восходящие потоки можно подавлять, сбрасывая на них сверху специальные реагенты. «Самое главное в этом деле — своевременно выявить очаги зарождения опасных явлений», — считает ученик и последователь Серегина Юрий Мельничук. Ураган легко убить в зародыше, ослабить или отвести от нежелательного места на ранней стадии, пока лавинообразно формирующаяся в очаге облачность не наберет высоту 8 — 9 км. После этого влиять на стихию будет уже невозможно. Чтобы довести эти технологии до совершенства, как считают ученые, требуется не так уж и много: отладить метеомониторинг возможных очагов возникновения ураганов, четко отработать научные методики локального прогноза. И применить «соответствующие средства».

Что же это за средства? Академик О. Крохин, работавший в ядерном центре на Урале, предлагает воздействовать на ураганы энергией взрыва. Они возникают как результат восходящего потока воздуха, нагретого у поверхности. В рассматриваемом нами случае — у поверхности воды. Такой восходящий поток «ищет» канал, вдоль которого он устремляется вверх. В результате возникает подобие опрокинутой воронки с вращающимися, поднимающимися и всё более ускоряющимися массами воздуха внутри неё.

Мощь такого катаклизма примерно равна 1 мегатонне взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. «Можно ли разрушить это грозное явление природы, причём в фазе зарождения?» — задается вопросом учёный, и сам же отвечает на него: «По-видимому, можно, поскольку вихрь представляет собой весьма устойчивое образование воронкообразного движения воздуха. Если нарушить эту устойчивость, перебить хребет дьявольской спирали и тем самым прервать подпитывающий приток энергии, то он должен разрушиться, угаснуть…».

Группа генерала Олега Чембровского как раз и пыталась найти способы перебивания этой «дьвольской спирали». Одним из таких способов был взрыв мощного (свыше 40 тонн гексогена) сосредоточенного заряда в самом ядре урагана. Такой заряд сбрасывали с военно-транспортного самолета в воронку зарождающегося тайфуна. Чем, собственно, я и занимался. Раз за разом повторяли опыт, меняя вес заряда и глубину взрыва, но задавить тайфун не удавалось. Пришли к выводу, что носитель Ил — 76 непригоден, не способен летать на необходимой высоте.

Следующим был обстрел новорожденной воронки ракетами с боеголовками, снаряженными йодистым серебром или йодидом свинца. Цитирую книжку: «В результате работы группы Чембровского выявилась возможность эффективного подавления очагов возникновения тайфунов (ураганов) при обстреле их реактивными снарядами с боеголовками, в которых помещались ядрообразующие реагенты. Опыты показали, что такая форма борьбы с возможностями глобальных катастроф наиболее эффективна при использовании низколетящих аппаратов большой грузоподъемности. В частности, наиболее подходящими для выполнения этих задач были признаны экранопланы».

Могу засвидетельствовать, что Чембровскому удалось «задавить» два зарождающихся тайфуна такими ракетами. И во всех случаях обстрел вел ракетоносный экраноплан «Лунь». Такие летательные аппараты были разработаны еще в 60-х годах прошлого века в Центральном конструкторском бюро Сормовского судостроительного завода талантливым конструктором Ростиславом Алексеевым. Свое название машина получила потому, что в основном режиме движения — полете на сверхмалой высоте — использует эффект близости водной или любой относительно ровной поверхности в качестве так называемого «экрана». Именно этот «экран» образует динамическую воздушную подушку, создающую подъемную силу крыла, более чем в два раза превышающую обычную. Такое новое ее качество и позволяет создавать аппараты, по массе значительно превосходящие любые современные самолеты. Ибо воздушный корабль, летящий на минимальной высоте над уровнем моря или суши, поскольку ему не нужно тратить мощность двигателей на создание подъемной силы, оказывается самым экономичным и эффективным транспортным средством.

uragan_tayfun_kartinki_foto_26аааааааа

В Сормове были построены 4 экраноплана военного назначения. Их масса достигала 540 тонн, что само по себе являлось мировым рекордом, правда, нигде не зафиксированным. В специальную авиагруппу входили три транспортно-десантных экраноплана и один ударный ракетный под названием «Лунь». Вот этот-то «Лунь» и был направлен в группу О. Чембровского.

После отъезда мои связи с Чембровским прервались. Но в Америке стал я писать о работах Олега Александровича, в другом, правда, аспекте. В 2005 году ураган «Катрина» затопил Новый Орлеан. Тогда и вспомнили о работах Чембровского и других исследователей, носивших чисто теоретический характер. Но уже сегодня появились другие проекты укрощения таких катастроф в зародыше.

В США на разработку новой модели борьбы со стихией понадобилось два года. В ней приняли участие сотрудники из Массачусетского технологического института. В качестве варианта решения проблемы ведущий специалист института Росс Хоффман предложил подавлять ураган, ограничивая поступающую в него энергию. Для этого нужно покрыть тонкой, биологически разлагающейся пленкой поверхность океана, которая останавливала бы испарения. Этот же ученый предложил также разрушать ураганы на ранних этапах с помощью инверсионных следов от реактивных самолетов. Однако на доработку эти методы никто взять так и не решился.

А Моше Аламаро, исследователь из того же института, заявил, что нашел, наконец, способ не только ослаблять ураган, но и изменять его направление. По его утверждению, для этого достаточно распылить с самолета в образующийся вихрь сажу или мельчайшие фрагменты шлаков от автопокрышек. Черный цвет будет аккумулировать солнечное тепло, температура в облаке повысится и приблизится к температуре восходящих от воды воздушных потоков. В результате урагану неоткуда будет черпать силы. Снижение скорости ветра приведет и к изменению его маршрута. Посыпая вихрь с разных сторон частицами углеводов, станет возможным управлять его движением. Подогреть атмосферу можно также и из космоса. В этом могут помочь спутники с гигантскими зеркалами. Фокусируя солнечное излучение, они будут направлять световые микроволны на нужные слои атмосферы.

Параллельно с американцами исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме разработали свой способ борьбы со стихией. Они собираются не нагревать верхушку урагана, а охлаждать его основание. Сделать это можно, рассеивая в дождевых облаках микроскопические частицы пыли для поглощения солнечной энергии. На конференции в Триесте иерусалимские ученые во главе с Даниелем Розенфелдом продемонстрировали, как пыль снижает скорость ветра и отклоняет ураган от прежнего курса.

Эти методы, к сожалению, пока не испытывались на настоящем урагане, однако исследователи используют компьютерные модели и говорят, что уже отработали варианты с разной скоростью движения, испарения и температурой воздуха, чтобы подавить мощь урагана или перенаправить ее. «Наше исследование показывает, что в один прекрасный день воздействие на ураганы станет возможным», — отмечает Росс Хоффман, ведущий ученый американской консалтинговой фирмы «Изучение атмосферы и окружающей среды».

 

Между тем вполне реально существует сегодня многократно опробованный на практике способ мгновенной ликвидации ядра нарождающегося урагана. О нем знают ученые, военные и государственные руководители крупнейших государств мира. В первую очередь — США, Великобритании, Франции и России. Этот способ — подводный ядерный взрыв. Есть вполне достоверная информация, что ряд ведущих ученых и видных политических деятелей являются сторонниками именно такого способа.

К примеру, российский академик Крохин уже давно предлагает укрощать ураганы путём ядерного взрыва мощностью примерно в 10% от энергии самого вихря, то есть боезарядом в 10 — 20 килотонн. Но его нужно производить точно в эпицентре урагана, в строго определённое время. Однако при этом сам учёный уточняет, что для применения такого способа нужны особые международные договоренности — ведь испытания, а тем более применение ядерного оружия запрещены. Видимо, поэтому отношение к идее Крохина в международной прессе весьма сдержанное.

В общем виде картина подводного ядерного взрыва выглядит так: выход ударной волны на поверхность воды — быстро расширяющееся светлое кольцо. Вслед за этим возникает над поверхностью воды купол, превращающийся в огромный столб водяных струй. Над ним появлялется конденсационное облако, состоящее из продуктов взрыва и воды. Затем образуется полая цилиндрическая колонна воды, высотой в несколько километров. При ее обрушении возникает серия гравитационных волн и базисная волна, которые распространяются от центра взрыва. Через 3 — 4 минуты базисная волна отрывается от поверхности воды и сливается с облаком взрыва. К примеру, через 11 секунд после одного из взрывов у тихоокеанского атолла Бикини в 1954 году первая волна имела максимальную высоту 28,2 метров и находилась на расстоянии около километра от эпицентра.

При подводном взрыве примерно половина всей энергии содержится в первичной ударной волне, которая и производит основные разрушения. Радиус сильного разрушающего действия (при взрыве мощностью 20 кт на небольшой глубине) составляет 2,5 — 3,5 км. Этого с лихвой достаточно для полной деформации или уничтожения первичного ядра, с условием, что удар придется по центру зарождающегося урагана.

Ввиду высокой степени секретности эти данные просочились в средства массовой информации сравнительно недавно. Но командованию вооруженных сил и политическому руководству государств, проводивших массовые испытания ядерного оружия во всех природных средах планеты, эти сведения, естественно, известны полностью, с детальными характеристиками процессов и точными параметрами.

Российский академик Олег Крохин
Российский академик Олег Крохин

Соединенные Штаты Америки в период с 16 июля 1945 года по сентябрь 1992 года провели 1054 ядерных испытания. Из этого числа под водой произведено 839 взрывов. Подводные испытания шли в районе атоллов Бикини и Эниветок. Россия с 29 августа 1949 года по 24 октября 1990 года провела 715 испытаний ядерного оружия, в основном на Семипалатинском полигоне. Остров Новая Земля стал полигоном позже, но именно здесь на губе Черная испытывались все виды надводных и подводных ядерных боеприпасов. Франция произвела 123 подводных взрыва на рифах Муруроа и Фантатуа. Это почти в три раза превышает количество аналогичных испытаний России. По данным Главного метеоцентра НАТО, попытки гашения ядер ураганов производились, но их количество и результаты неизвестны.

Больше всего наличествует информации о такого рода опытах, проведенных Америкой. Российские разведцентры называют их 11. От взрывов атомных глубинных бомб, сброшенных с противолодочных самолетов в ядро ураганов, шесть из них прекратили свое развитие, остальные потеряли до 60 процентов мощности и превратились в штормы.

По данным американской разведки, испытаниями подводных ядерных боезарядов руководил в губе Черной некий ученый из Центра академика Семенова. Его звали Илья Леонтьевич Залманов. Испытывались ядерные торпеды, в каждом случае сбрасываемые со штатного самолета — торпедоносца. Возможно, что в задачи группы Залманова входила и попытка задавить в зародыше тайфун, однако, удалось ли — неясно.

Подводный ядерный взрыв
Подводный ядерный взрыв

Как известно, имели место такого рода испытания в Китае. Считается, что все они были наземными и проводились на полигоне Лоб-Нор. Китай, однако, страна, у которой большая протяженность морских и океанских границ, и он подвержен в немалой степени ударам водной стихии. Думается, исследования возможностей укрощения метеокатастроф им предпринимались. Ибо технику применения ядрообразующих веществ китайцы освоили в совершенстве. К примеру, в день открытия Олимпиады-2008 в Пекине была проведена крупнейшая в истории операция по разгону облаков. Тогда с 21 точки в городе было запущено свыше 1 тыс ракет со специальными реактивами.

Итак, можно с большой долей уверенности говорить, что на планете уже сегодня существует немало технологий, способных укрощать рождающиеся ураганы. Каждая из них находится в определенной фазе развития и может быть доведена до стадии высокой надежности, если будут вложены соответствующие средства и сосредоточены специалисты высокой квалификации и одаренности. Как уже сказано, можно попытаться предотвратить зарождение вихря, заранее применяя на этом участке реагенты, ускоряющие процесс конденсации (твёрдую углекислоту, йодистое серебро и другие средства). Они снизят вероятность возникновения лавинообразной конденсации и, следовательно, вероятность зарождения тропического циклона.

Есть, однако, и уже отработанный метод, проверенный практикой ядерных испытаний — подводные атомные взрывы в ядре нарождающегося урагана. Атомный удар в «глаз» урагана — безусловная гарантия, что новой «Айрин» из него не вырастет, он не обрушится на нас, сметая на своем пути все и вся. Препятствием для такого решения сегодня служат международные договоры, соглашения, хартии и др. Думается, однако, что препоны такого рода преодолимы, и сделать это куда проще и дешевле, чем раз за разом проводить миллионные эвакуации, восстанавливать разрушенное, без малейшей уверенности, что все это не рухнет в обозримом будущем. Скоро не хватит уже женских имен для ураганов такой силы…

Марк ШТЕЙНБЕРГ

3-Depositphotos_10619496_s-2019сссссссс

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора