Семья была очень дружная, крепкая, обеспеченная. Боря-инженер, специалист по водоснабжению и канализации, работал в проектном институте. Ему было уже больше тридцати лет, и удивительно, что при его опыте и знаниях он всё ещё оставался старшим инженером. Его одногодки стали к тому времени руководителями групп, главными специалистами или главными инженерами проектов. Он никогда не ходил к начальству просить повышение в должности или прибавку к зарплате. Начальству казалось, что, если он ничего не просит, значит, всем доволен. Но когда возникали нестандартные технические вопросы или надо было вспомнить старые проекты, большинство инженеров и техников обращались именно к нему за помощью. Память у него была феноменальной, и его гибкий ум и умение просто объяснить сложные проблемы привлекали к нему сотрудников. Друзья часто подкидывали ему дополнительную работу, которая называлась халтурой. Он её выполнял всегда на высшем уровне, в срок и за небольшое вознаграждение. Борис был среднего роста, стройный, с коротким ёжиком жестких волос. Его серые глаза всегда светились доброжелательностью, а приветливая улыбка притягивала к нему людей. Он любил играть в шахматы, читать книги, причём — на английском языке и обожал американскую музыку. Боря боготворил свою жену — женщину крупную, красивую и энергичную. Он относился к ней заботливо, трепетно и нежно.
Лиля работала в торговле, и там у неё всё было схвачено. Конечно, достаток в семье был благодаря её работе, связям и знакомствам на всех уровнях и во всех областях этой системы. Ремонт в их квартире сделан по последней моде, мебель в доме менялась каждые три года. Свежие фрукты и овощи были в доме круглый год. Мясо, птица, икра, балыки не переводились в их большом импортном холодильнике. Лиля была уверена в своих способностях, своём уме, знании жизни и людей. Ей казалось, что все блага и удобства её семьи будут вечно. В эти минуты ласково глядя на мужа, она нежно поглаживала его, произнося: «Боря, ты без меня пропадёшь». Муж загадочно улыбался и, казалось, молча соглашался с утверждением супруги.
Тем временем в спокойную семейную жизнь Лили ворвался, как вихрь, высокий, интересный и очень щедрый мужчина из Армении. Он тоже работал в области торговли, и у них были общие дела. Новый знакомый был женат, но пышные формы Лили вскружили его южную голову так, что он забыл обо всём на свете. Верная жена Лиля потеряла контроль над собой. Торговый оборот Киева и Еревана значительно увеличился благодаря этой пламенной страсти. Марочный армянский коньяк получили в качестве подарка важные люди в торговой сфере, работающие вместе с Лилей. А у неё появились командировки в южные приморские города и курорты Кавказа.
Единственная дочь Нина успешно закончила институт и стала экономистом. Ей тоже нашлось место в сфере торговли. Она познакомилась с молодым симпатичным парнем — заместителем директора плодоовощной базы. Нина — девушка веселая, общительная и привлекательная, нравилась мужчинам. Заместитель директора базы не устоял перед её чарами и через три месяца частых встреч сделал ей предложение. Родители жениха, узнав о национальности невесты, в особый восторг не пришли. Евреи уже несколько лет массово покидали страну, которая считала их людьми второго сорта. Однако семья Бори и Лили жила так, как будто ничего не происходит. Молодожены построили кооперативную квартиру, красиво её оформили и собирались жить дружно и счастливо.
Внезапно, друзья из органов, где у Лили были свои, давно прикормленные люди, по большому секрету сообщили, что на неё завели уголовное дело. Предусмотрительная женщина давно имела вызов из Израиля от неизвестной тетушки, но никогда не думала, что придётся им воспользоваться. В ход были пущены все связи. В очень короткое время семья получила разрешение на выезд. Мужу Нины было предложено ехать с ними. Он отказался покинуть своих родителей, и молодые в слезах расстались.
У Лили в Чикаго уже год жил брат с семьёй и мамой. Все они тоже работали раньше в торговле, но вовремя уехали, избежав неприятностей. Брат писал, что Америка — страна, где можно успешно делать бизнес.
Квартирка, в которой поселились новые эмигранты, оказалась маленькой, мебель — старой. Оставшаяся квартира в Союзе с шикарной мебелью Лиле казалась утерянным дворцом. То, что в американских магазинах всё есть, её не радовало. Там у неё тоже всё было.
Боря в Америке ожил. Он с удовольствием ходил и ездил по городу. Ему все нравилось. Он уверенно вступал в разговоры с американцами, и они понимали его, принимая за англичанина. Его английский был с британским акцентом, он учил язык по английским пластинкам. Через две недели после приезда в Америку его пригласили на серьёзное собеседование. После этого Бориса приняли на инженерную должность в солидную фирму. Ещё через полгода он сдал экзамены на профессионального американского инженера и получил повышение по службе. Лиля работала у брата в маленькой компании и зарабатывала очень мало. Она еле-еле освоила английский и не хотела учиться водить машину. В то же время её мама, грузная больная женщина, просила всех в семье научить её вождению. Все со смехом отмахивались. Тогда мама Люба тайно наняла частного учителя, который говорил на идиш. И тот с полной ответственностью обучил её этому искусству. В один прекрасный день мамаша въехала на большой американской машине во двор дома, где снимали квартиры все семьи их киевского клана. Она лихо припарковалась, как будто делала это всю жизнь. Люба медленно выползла из машины, под удивленные взгляды соседей, в основном эмигрантов. Бурные аплодисменты сопровождали старую женщину, с трудом передвигающуюся на своих больных ногах, но с высоко поднятой головой.
Зная прекрасно язык предков, при её общительном характере, она легко стала своим человеком среди евреев, приехавших в Америку после войны из Восточной Европы. Пожилой господин обратил внимание на веселую, никогда не унывающую женщину и стал приглашать её на все мероприятия, где бывал сам. А когда он попробовал блюда, приготовленные Любой, то сказал: «Ты готовишь так же вкусно, как моя мама. Вот уже пятьдесят лет после её смерти я не ел ничего подобного. Моя покойная жена не умела так вкусно готовить. Дуглас так привязался к Любе, что вскоре сделал ей предложение выйти за него замуж. Он ей тоже нравился как человек внимательный и добрый. К тому же он обладал хорошими манерами и европейским шармом. Дуглас был материально обеспечен и относительно здоров, хотя ходил, прихрамывая, с палочкой. Это был результат ранения, полученного им во время войны. Он служил в польских частях в составе Красной Армии и немного говорил по-русски. Когда Дуглас объявил детям о своём намерении, те не обрадовались. Они беспокоились, что солидное наследство отца достанется этой неизвестной им женщине. Люба была дипломатом и решила наладить добрые отношения с детьми своего нового мужа. Она пригласила их на обед и прекрасно организовала эту встречу. Впоследствии все еврейские праздники она умело проводила у себя дома, приглашая детей и внуков. Познакомившись ближе с семьёй новых эмигрантов, дети Дугласа поняли, что те вполне состоявшиеся самодостаточные люди, большинство из которых имеют высшее образование. А главное, их отец расцвёл, всегда был ухожен и прибывал в отличном настроении. Его дети смирились с создавшимся положением и даже были рады, что отец окружён таким вниманием и заботой. А у них самих отпали прежние проблемы по уходу за папой.
Новая страна для Ниночки вскоре стала родной. Её веселый характер привлекал поклонников. Она быстро нашла работу, легко освоила английский и обрела уверенность в новом обществе.
На рабочем столе одного из инженеров крупной компании стояла фотография Нины в красивой рамке. За столом работал кудрявый и симпатичный молодой человек, который в то время ухаживал за ней. По американским обычаям, он держал на столе портрет любимой девушки для вдохновения и успехов в работе. Потом этот парень исчез, а через день на это место пришел другой инженер, высокий, элегантный блондин. К удивлению сотрудников, на его столе стояла фотография той же самой девушки, только в другой рамке. Оказалось, эти молодые люди были знакомы и упорно ухаживали за девушкой на фотографии. Она встречалась с обоими в разное время и, наконец, выбрала блондина. Вскоре Нина вышла за него замуж. В их счастливом браке появилось двое прекрасных детей.
Лиля переписывалась со своими знакомыми из Союза и когда узнала, что её друг из Еревана серьёзно болен, обратилась к мужу.
— Мы должны его спасти. Он может приехать к нам в Америку на лечение.
— Конечно, если ты этого хочешь.
Добрая Лиля послала приглашение. Но её друг не дождался его.
Карьера Бориса успешно продолжалась. Он уверенно со знанием дела работал и выступал на митингах. Ездил в ответственные командировки по всей Америке и Европе. Иногда Боря брал с собой жену. Он восхищался новыми местами, архитектурой и красотами природы. Лиля всё это воспринимала спокойно. В ней что-то сломалось. Её энергия угасла. Всю свою заботу и доброту она перенесла на внуков.
Как-то Боря сказал своей скучающей супруге: «А не хочешь ли ты посмотреть прекрасный дом, который может стать нашим?». Лиля согласилась без особого энтузиазма. Дом ей понравился.
— Но как мы можем позволить себе такое на одну твою зарплату и мои крохи.
— Это дом моего начальника. Он уходит на пенсию и переезжает во Флориду. Благоустройству этого дома хозяин отдал 12 последних лет. Он очень любит свой дом и желает передать его хорошим людям. Мы с ним друзья, он меня уважает и сделал мне предложение на прекрасных условиях.
— Милый мой, ты гораздо лучше знаешь американскую жизнь. Я тебе полностью доверяю. Конечно, покупаем. В этом доме мы обязательно будем счастливы.
— Спасибо, дорогая, за понимание.
— Боря, ты умничка, я тебя обожаю. Без тебя я бы здесь пропала.
Валерий ЗЕЛИГОВСКИЙ, Hallandale Beach, FL