Ничего кроме правды

В начале этого раздела, содержащего 41 заповедь, Моше велит евреям назначать судей и надсмотрщиков. Категорически запрещены даже мизерные взятки должностным лицам.

Нельзя сажать деревья вблизи храмового жертвенника и ставить «столбы» по примеру идолопоклонников. Животные с пороком не годятся для жертвоприношения. Еврей, призывающий других служить идолам, приговаривается к смерти — «по словам двух или трех свидетелей». Все вопросы, на которые нет ответа в Торе, решаются Сангедрином, высшим юридическим и законодательным органом еврейской власти. В отсутствии Сангедрина и Храма обязательные для всех постановления выносят раввины, знатоки Торы. Дана заповедь: «Когда придешь ты в страну,… то из среды братьев своих поставь над собой царя». Еврейскому царю позволено иметь ограниченное число жен и личной собственности. Царь должен написать два свитка Торы и один из них всегда держать при себе. Коэны и левиты не получают земли в Эрец-Исраэль — их материальные нужды обеспечивают другие колена. Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовными средами: колдовство, гадания, заклинания, астрология, спиритизм, которые подменяет прямую связь с Творцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, которые будут сообщать Его волю; Моше объясняет, как отличить настоящих пророков от самозванцев. Придя в Эрец-Исраэль, надо выделить города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего. Но тому, кто нарочно убил человека, в убежище будет отказано. Тора запрещает красть чужую недвижимость: «не отодвигай межи ближнего». Суд не принимает решения по показаниям только одного свидетеля. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, получает то наказание, какое он задумал для своей жертвы. Прежде чем приступить к военным действиям, надо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Нельзя рубить плодовые деревья при осаде вражеской крепости. Если на ничейной земле найден неопознанный труп, старейшины ближайшего города режут «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что их сограждане не причастны к смерти этого человека.

***

 «К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г дает тебе» (16:20).

В наши дни, когда обещания легко нарушаются, и ложь распространяется миллионными тиражами (особенно, сейчас, накануне очередных выборов в Израиле), приведенный выше стих из сегодняшнего раздела Торы, звучит особенно актуально и грозно.

Раздел «Шофтим» начинается с указания назначать судей, от которых Тора требует выносить честные, справедливые решения. Тора предостерегает их от искажения закона, предупреждает, чтобы они не лицеприятствовали, не отдавали предпочтение ни одной из тяжущихся сторон (независимо от их статуса и обстоятельств) и не брали взяток в каком бы то ни было виде — денежном, словесном или даже в виде мелкой услуги.

Этот призыв к честности и неподкупности обращен не только к судьям. Принципу «Цедек цедек тирдоф» («К правде, к правде стремись») должны следовать также и конфликтующие стороны, участники судебного разбирательства. Ведь что такое суд, если не процесс поиска правды?

Далее в этом же разделе мы читаем о запрете лжесвидетельства. В некоторых случаях тот, кто дает ложные показания, обманывает суд, может быть приговорен к смертной казни: «И если судьи расследовали хорошо, и оказалось, что свидетель этот — ложный свидетель, ложно обвинил он брата своего, то сделайте ему то, что замышлял он сделать брату своему…» (19:18).

В предыдущем разделе «Реэ» тоже поднималась тема правды и лжи. В ней говорится о лжепророке, который выдумывает пророчество, якобы, услышанное от Б-га. Такого лжепророка полагается безжалостно казнить: «Искорени же зло из среды твоей» (13:6).

Раздел «Ки Теце», который мы будем читать на следующей неделе, включает в себя призыв не пользоваться фальшивыми мерами и весами в торговых операциях: «Гиря полная и верная должна быть у тебя, мерило полное и верное для определения эйфы должно быть у тебя, чтобы продлились дни твои на земле, которую Б-г дает тебе» (25:15). Не случайно сразу вслед за этим отрывком следует заключительный эпизод раздела, рассказывающий о том, как Амалек напал на евреев в пустыне. Ложь и несправедливость караются разгромом в войнах и изгнанием. Поэтому «Цедек, цедек тирдоф» — это не только моральный императив, но и условие нашего национального выживания.

Мы называем Тору не только «Торой милосердия», по аналогии с милосердием нашего первого праотца Авраама, но «Торой правды» («Торат-эмет»).

Правда — отличительная характеристика нашего третьего праотца Яакова, который вобрал в себя все лучшие качества своего деда Авраама и отца Ицхака. Не случайно конечные буквы трех первых слов рассказа о Сотворении мира — «Берешит бара Элоким» (Вначале создал Б-г…) — и трех последних слов этого рассказа — «… бара Элоким лаасот» (которые создал Б-г) — можно сложить в слово «эмет», правда.

Но почему конечные буквы, а не первые? Потому что «правда», как учили мудрецы Талмуда, это скрепляющая печать Всевышнего во всех Его делах и решениях.

Сам Б-г — это тоже воплощение правды. Не случайно главная еврейская молитва «Шма, Исраэль!» заканчивается словом «эмет». Правда — одно из тринадцати качеств Б-га, которые перечислены в разделе «Ки Тиса» (книга «Шмот») и которые мы произносим в наших покаянных молитвах.

Если Тора и Б-г — правда, то еврейский народ, третий член этого единства, тем более должен всегда стремиться к правде и честности в самых высших их проявлениях. Такое стремление означает также выполнение заповеди ходить путями Всевышнего: «Как Он честен, так и мы должны быть честными».

В книге «Шмот» Тора предостерегает нас только от одного порока: «Сторонись неправды» (раздел «Мишпатим», 23:7). Ибо ложь, как уже говорилось ранее, это антитеза всего Б-жественного. Она разрушает основы самой Торы и приводит к самым тяжелым последствиям.

Зато честность и справедливость обещают нам долгосрочные мир и процветание, как сказано в ежедневной молитве «У-ва ле-Цион»: «Он дал нам Тору правды и даровал нам вечную жизнь».

Роза на свалке

 «И не ставь себе столбов, которые ненавидит Б-г» (16:22).

Под словом «мацева» (столб, памятник) имеется в виду жертвенник, высеченный из цельного камня. РАШИ комментирует: В эпоху праотцев Б-г благосклонно относился к таким жертвенникам. Но с тех пор как язычники, подражая Аврааму, Ицхаку и Яакову, стали использовать каменные глыбы для своих варварских ритуалов, эта благосклонность перешла в ненависть. Жертвенник превратился в алтарь.

В книге «Шмот» (19:21-22) Б-г повелевает евреям делать «жертвенник на земле», т.е. без всякого основания (во время странствий по пустыне медный жертвенник заполняли землей на стоянках), либо складывать его из камней.

Получается, что даже хорошие и полезные вещи начинают внушать отвращение, если ими пользуются в недостойных целях. Заботясь о национальном выживании еврейского народа, Тора запрещает нам подражать обычаям неевреев: «Не ходи их путями». Вот почему мы отращиваем пейсы на висках, а не косички на затылке и, входя в святое место, мы надеваем головной убор, а не снимаем его.

Еще одним примером может служить древний обычай ставить деревья в синагоге на праздник Шавуот. Со временем Гаон из Вильно и другие мудрецы запретили этот обычай, чтобы не давать повода для ассоциаций с рождественскими елками (хотя христиане ставили их не в церквях, а в своих домах). Отныне синагоги стали украшать в Шавуот не деревьями, а ветвями и цветами.

Ведь даже благоуханная роза, оказавшись на свалке среди гниющих пищевых отходов, начинает дурно пахнуть.

2-Depositphotos_8049678_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора