Недавно была одна из самых ключевых дат нашей истории. В день 17 ава — ровно 90 лет назад — начались погромы (1929 г.) — волна резни и убийств евреев арабами, продолжавшаяся неделю. По-арабски «таурат аль-Бурак» — «революция Стены Плача» в переводе на наши понятия.
Как вы правильно подумали, все началось с конфликта вокруг Стены Плача. Осенью 1928 г., в канун Йом-Кипура, начиная праздничные молитвы, евреи поставили у Стены ширму, отделив женскую половину. Стена тогда была окружена домами арабского квартала, примыкавшими вплотную к ней, и арабы делали все, чтобы ограничить еврейскую активность возле нашей святыни. Они ухватились за появление ширмы и пожаловались англичанам на нарушение статус-кво у Стены Плача, дескать, евреи построили там стенку. Утром в Йом-Кипур англичане в сопровождении толпы арабов грубо сломали ширму, начав цепь событий, которые привели к погромам. С одной стороны, начались постоянные стычки между еврейскими и арабскими жителями Иерусалима, а с другой — руководство арабских националистов использовало их для разогрева антиеврейских и антисионистских настроений. И здесь важно понять ситуацию среди самих арабов. В конце 20-х годов в Иерусалиме усилились позиции клана Нашашиби, захватившего муниципалитет и контроль над мусульманскими святынями и организациями города. Клан Хуссейни потерял многие свои позиции и искал способ вернуть их. Оба клана, появившиеся в городе в период мамлюков и оттоманских турок, в течение поколений боролись между собой за власть в городе. И эта ситуация стала звездным часом для Хадж-Амина Хуссейни, скандального муфтия Иерусалима, прославившегося идейным руководством погромов 1920 г. Он возродил активность движения арабских националистов, объявил необходимость «защиты святынь от сионистов» — и в августе 1929г. заявил, что «каждому убившему еврея уготовано место в раю». Вот он, первоисточник…
На пике его карьеры эта концепция привела к союзу с Адольфом Гитлером, поддержавшим его план осуществить физическое уничтожение евреев и в Эрец-Исраэль, и к созданию мусульманской дивизии СС. Но в 1929 г. технические возможности муфтия были ограничены, и пришлось начинать силами разогретой проповедями толпы. В тот первый день погромов арабы вышли из Дамасских ворот и стали громить еврейские кварталы к западу от Старого Города. В первый день были убиты 19 человек. Но это было только началом. На следующий день произошла дикая резня еврейской общины Хеврона. Людей сжигали живьем, детей убивали топорами на глазах родителей, женщин, включая беременных, сначала насиловали, а затем убивали. Погибли 67 человек. Еврейская община Города Праотцев, существовавшая непрерывно в течение всей нашей истории, была уничтожена. Кроме Хеврона, была ликвидирована община Газы, достигшая расцвета после изгнания из Испании, она подверглась нападению и была эвакуирована англичанами и больше уже не возродилась… Вместе с ней окончательно исчезли общины Шхема и Дженина. В отличие от общин Цфата, Акко, Рамле и других городов, они не восстановились.
Еврейский ишув не был готов к этим погромам. Хагана не была достаточно подготовлена и сумела дать отпор только в Тель-Авиве и в Хайфе. Всего за неделю погромов были убиты 133 еврея, и 339 ранены. Убийства удалось остановить только переброской английских частей из Египта. Кстати, эта операция вошла в историю как первая в мире оперативная переброска армии по воздуху. Но самые катастрофические последствия были потом. В 1930 г. англичане публикуют вторую Белую Книгу (Книгу Пасфильда), наложившую тяжелейшие ограничения на покупку земель в Эрец-Исраэль евреями и на еврейскую иммиграцию — алию. А самым пагубным было заявленное в Книге двойное обязательство англичан — если раньше, согласно Декларации Бальфура и условиям мандата, в Эрец-Исраэль должны были создать только еврейское государство, то теперь англичане пообещали то же и арабам. Это стало предательством сионизма и привело к дальнейшему напряжению и конфликту внутри сионистского движения. После первой Белой Книги Владимир Зеэв Жаботинский вышел из движения и основал ревизионизм. После погромов 1929 г. и Книги Пасфильда произошел раскол в Хагане — часть ее членов потребовала активной борьбы с арабским национализмом, и основала Хагану Бет, превратившуюся через несколько лет в ЭЦЕЛЬ. И началась активная борьба за защиту еврейского населения страны и за скорейшее создание независимого государства. Эта борьба продолжается и до сих пор.
Михаил ЛОБОВИКОВ