Продолжая наставлять евреев перед вступлением в Эрец-Исраэль, Моше-рабейну вновь призывает их выполнять заповеди Торы, обещая в награду процветание и благоденствие. Завоевание Эрец-Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не размножились дикие животные, и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит уничтожить всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима — нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец-Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай — от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета после трагической истории с Золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».
***
«А теперь, Израиль, чего Б-г требует от тебя? Только страха пред Б-гом, Г-сподом твоим…» (10:12).
Эти слова Моше-рабейну, обращенные к евреям, вызвали недоумение у мудрецов Талмуда. «Неужели так уж легко выработать в себе «ират-шамаим» (трепетное отношение к Б-гу)?» — спрашивают они в трактате «Брахот». Действительно, в реальной жизни лишь немногие праведники испытывают подлинный страх перед Б-гом, ведут себя так, как будто постоянно чувствуют на себе Его строгий, испытующий взгляд.
«Да, применительно к Моше страх перед Б-гом и в самом деле не такая уж трудная вещь», — отвечает Талмуд.
Но что означают эти слова? Ведь Моше говорил не сам с собой, а обращался к сынам Израиля. В поисках исчерпывающего объяснения комментатор «Кли якар» рассматривает приведенный стих в более широком контексте. В том же разделе сказано далее: «И знайте ныне, что не сыны ваши, которые не знали и которые не видели наставлений Б-га, Г-спода вашего, — Его величия, Его мощной руки и простертой мышцы Его… но собственными глазами видели вы все великие деяния Б-га, которые Он совершил» (11:2-7).
Если бы Всевышний говорил с их потомками и призывал их к Б-гобоязненности, это требование можно было бы считать завышенным. Но перед Ним стояли именно те люди, которые видели своими глазами все перечисленные в Торе чудеса, и для которых вера и упование на Творца были вполне достижимой целью.
Теперь нам понятен смысл талмудического ответа «Применительно к Моше страх перед Б-гом и в самом деле не такая уж трудная вещь». Поколению, сопровождавшему Моше в сорокалетних странствиях по пустыне, и видевшему цепь грандиозных чудес и сверхъестественных явлений, которые свидетельствовали об активном участии Б-га в их судьбе, было совсем не трудно выработать в себе «ират-шамаим».
Не случайно обращение Моше к евреям начинается со слов «а теперь» («ве-ата»): пророк обращается к своим современникам. Только к ним он мог предъявить такое требование: «А теперь, Израиль, чего Б-г требует от тебя? Только страха пред Б-гом, Г-сподом твоим…».
Но ведь мы знаем, что Тора была дана всем поколениям, а не только «выходцам» из Египта. Можно ли говорить, что «ират-шамаим» доступно каждому, если речь идет только об одном единственном поколении, а их потомкам оно вряд ли по плечу?
Ответ таков. Требование «ират-шамаим» было изначально дано евреям Исхода, и они легко справились с ним. В результате был создан важный исторический прецедент, позволивший другим поколениям достигать таких же высот в служении Всевышнему. Именно это имел в виду Моше: если бы он проповедовал страх перед Б-гом евреям грядущих эпох, его требование было бы чрезмерным и практически невыполнимым. Ведь сказано в Торе, что Б-г не требует невозможного от своих творений.
Но, обращаясь к своему поколению, для которого искренняя и чистая вера в Творца была привычной нормой, Моше сознательно закладывал фундамент для их потомков, создавал для них духовную традицию, пример для подражания.
Та же концепция заложена и в других качествах еврейского характера, таких, как «месират-нефеш», готовность к самопожертвованию во имя веры. Самопожертвование нам привили праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Если бы они не создали прецеденты своими поступками, не заложили свой пример в наши духовные гены, мы бы не выдержали тысячелетних гонений, не сумели бы сохранить себя и свою приверженность иудаизму.
Не случайно рабби Элиягу Деслер интерпретирует выражение «зхут-авот», заслуга праотцев, как «закут-авот», чистота праотцев. Мы унаследовали чистоту их характера, преданность Высшей идее, идя по их стопам и достигая вершин духовности.
«Алевай!»
«А теперь, Израиль, чего Б-г требует от тебя? Только страха пред Б-гом, Г-сподом твоим, идти всеми путями Его, и любить Его, и служить Б-гу всем сердцем твоим и всей душой твоей» (10:12).
В отличие от телевидения, которое собирает миллионы людей в глобальный «дворец съездов», интернет разводит их по индивидуальным электронным «будкам». Эти будки создают уникальные возможности для любых, прежде немыслимых контактов.
Светскому еврею не страшно задать вопрос через интернет виртуальному раввину, потому что его не пугают виртуальные шляпа и пейсы. Если бы не интернет, этот еврей так и не нашел бы дороги к своей религии. Отчуждение и антирелигиозные стереотипы его окружения не позволили бы ему перешагнуть порог иешивы для получения ответа.
Но с другой стороны, анонимность интернета представляет серьезную угрозу для религиозного дома. Даже лучшие сетевые фильтры не могут помешать молодому человеку зайти в такие виртуальные «салоны», каких не сыщешь даже в районах «красных фонарей». В доинтернетовскую эпоху он не отважился бы и близко подойти к ним: ему помешали бы стыд и смущение. Но бесстрастный компьютерный экран не краснеет, и все, что сдерживает любопытство религиозного пользователя — это его собственный «ират-шамаим», страх перед Б-гом. Все дело в том, насколько эффективен этот страх.
Когда рабби Йоханан бен Закай, живший в эпоху разрушения иерусалимского Храма, лежал на смертном одре, ученики попросили, чтобы он благословил их. «Пусть ваш страх перед Б-гом будет не меньше, чем страх перед людьми», — сказал мудрец.
«Ребе! — удивились ученики, — но разве страх перед Б-гом не должен преобладать над страхом перед людьми!?»
«Алевай (о, если бы так)! — горько воскликнул рабби Йоханан. — Хотелось бы мне, чтобы ваш трепет перед Царем небесным хотя бы приблизился к вашему страху перед земными царями. Да что там царями — вы робеете перед любым мелким авторитетом из плоти и крови. Когда человек ведет себя недостойно, он лишь боится, что его кто-то увидит. То, что сам Б-г следит за ним, нисколько его не смущает».
«А теперь, Израиль, чего Б-г требует от тебя? Только страха пред Б-гом…».
Этот страх, отличающий человека от двуногого прямоходящего скота, всегда был в дефиците, а в нашу интернетовскую эпоху с ее размытой моралью — и подавно.
Незавершенная мицва
«Всю заповедь, которую Я даю вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы живы вы были…» (8:1).
Тот, кто начал выполнять заповедь и не закончил, говорил рабби Янай, живший в Стране Израиля в III веке н.э., будет вынужден похоронить свою жену и сыновей.
Это шокирующее положение он выводит из раздела «Ваешев» (книга «Берешит»), в которой рассказывается о том, как сыновья праотца Яакова хотели убить своего 17-летнего брата Йосефа, но один из них Иегуда воспротивился расправе.
Бросив Йосефа в яму по предложению старшего брата Реувена (который тоже хотел спасти его, но в тот момент куда-то отлучился), братья сели есть хлеб.
Как только они начали произносить полагающееся на этот случай благословение «Моци» — «Благословен Б-г, добывающий хлеб из земли», Иегуда воскликнул: «Что!? Неужели мы погубим Йосефа, произнеся браху? Что пользы, если убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэльтянам! А рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша».
И братья послушались его. Если бы он сказал им в тот момент: «А теперь вернем его отцу», они бы тоже послушались. Но он не сказал, не довел до конца начатое доброе дело — мицву спасения Йосефа.
И что же произошло потом? Спустя некоторое время у Иегуды умерли жена бат-Шуа и сыновья Эр и Онан.
Дожди небесные
«Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как страна Египетская она, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород. Страна, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, — страна гор и долин, от дождя небесного пьет она воду» (11:10-11).
Известно, что в Египте для орошения полей требуются физические усилия и материальные затраты: нужно проложить каналы и подавать по ним воду из Нила. В Стране Израиля никаких усилий не требуется: вода сама льется с неба в период дождей. В Египте же дожди — большая редкость.
РОШ (рабейну Ашер бен Иехиель, XIII — XIV вв.) объяснял, что вся разница в профиле местности: в отличие от Египта с его равнинной территорией, Израиль — горная страна, которую очень трудно орошать искусственно.
Поэтому жителям Израиля надо все время молиться Б-гу, чей взгляд обращен на эту страну «от начала года и до его конца», просить Его, чтобы Он щедро поливал землю дождями.
Как сказано в трактате «Таанит» Вавилонского Талмуда (9б): «Облака пьют воду, которая спускается с неба». Кроме того, в Талмуде сказано, что в то время как Эрец-Исраэль получает воду с небес от самого Творца, остальной мир берет воду из земли». Б-г «лично» орошает Израиль, а остальной мир пользуется услугами «шалиаха», специального посланника Всевышнего. Сказано в книге Йова: «Он (Б-г) спускает дождь на землю и посылает воды на площади» (5:10).