Они были борцами

Продолжение.

Начало в № 788

ИСПАНЦЫ

ВО ФРАНЦИИ


После поражения Народного фронта сотни тысяч беженцев из Испании хлынули через Пиренеи во Францию, которую считали страной, где соблюдаются права человека. Но там их встречала полиция, разоружала и отправляла в лагеря, за колючую проволоку. Во французских концлагерях не было ни достаточных запасов продовольствия, ни медицинского обслуживания, но были частые переклички, постоянное наблюдение, одна буханка хлеба на шесть человек и протухшая вода…

«У Пабло Пикассо, — вспоминал И. Эренбург, — сидели бездомные, ободранные испанцы. Пабло впервые сказал мне: «Малыш, мне трудно работать — мы тонем в дерьме…»

В апреле 1939 года испанцам дали возможность покинуть лагеря. За это они должны были заключить трудовой контракт с местными фермерами, вступить в трудовой батальон, или иностранный легион, или отряд регулярной французской армии. Из тех, кто выбрал армию, многие погибли, мужественно защищая Францию в 1940 году, во время гитлеровского нападения. Нацисты испанцев военнопленными не считали и сразу отправляли их в лагеря смерти. Из 12 тысяч отправленных в эти лагеря только две тысячи дожили до освобождения.

В 1940 году фактически капитулировавшая Франция, не хотевшая воевать, была разделена немцами на две части. Одна часть принадлежала нацистам, другая управлялась правительством маршала Петена из французского курортного города Виши, где можно было жить комфортно. Фашизм пустил корни повсюду в Европе, исключая Британию. Французам он не претил; немцы были чужие, но не совсем. Естественнее было с ними сотрудничать, чем воевать. Ведь они вот-вот должны были стать хозяевами Европы. В 1940 году не верилось, что нацизму можно противостоять.

Петен активно сотрудничал с нацистами. На юге Франции по приказу Петена был создан из испанских рабочих Иностранный рабочий принудительно-трудовой корпус. К концу 1940 г. около 220 тысяч испанцев занимались принудительным трудом на французских и немецких предприятиях во Франции. Внутри этой организации испанцы быстро создали свои ячейки противодействия. Это были объединения, в которых многие были закаленными антифашистами. Испанцы учили французских товарищей вооруженной борьбе. Один из французов, участников Сопротивления, впоследствии вспоминал: «Во время войны в Испании бойцы республиканской армии Народного фронта получили опыт, которого у нас еще не было; они знали, как делать бомбы, знали, как устраивать засады, знали многое о технике партизанской войны. К этому нужно добавить, что смелость испанцев была невероятной, и они не знали, что такое предательство».

В горах Центрального массива Франции испанцы организовали свою большую группу, которая работала на строительстве дамбы. Эта группа сумела подорвать многие дороги и туннели в Центральном массиве, а потом перешла к открытому вооруженному сопротивлению.

Был создан отдельный Союз испанских партизан, который воевал в рядах французского Сопротивления. А еще тысячи испанцев служили в регулярных частях Свободной французской армии де Голля.

Испанскими бойцами Сопротивления в Париже были убиты генерал фон Шауберг и генерал фон Риттер, который отвечал за принудительный набор рабочих на немецкие заводы.

В конце войны один из испанских батальонов освободил французские города Кагор и Тулузу. Более четырех тысяч испанцев приняли участие в восстании маки в Париже в 1944 году. Первыми вошли в Париж танки бывшей испанской 9-й роты, затем армии де Голля. Но 25 тысяч испанских героев погибли на полях сражений или в концлагерях. Об испанцах — «Забытых героях» — написал Д. Хутчингс.

Испанцы приняли участие в параде, проведенном в Париже. Их танки стояли у Триумфальной арки. Потом они отправились дальше, их боевой путь закончился там, где находилась ставка Гитлера «Орлиное гнездо». Они забили последний гвоздь в крышку гроба нацистских подонков — так, как и мечтали.

«СТРАННАЯ ВОЙНА»

И СОПРОТИВЛЕНИЕ

После окончания Второй мировой войны утверждение де Голля о Франции, почти поголовно участвовавшей в Сопротивлении и саму себя освободившей, было мифом.

Более 50 лет забвению предавались черные страницы истории коммунистических маки, уничтожавших политически враждебных им голлистов, социалистов, анархистов. Замалчивалась роль в Сопротивлении евреев, испанцев и армян, которая не вписывалась в идею французской национальной патриотической борьбы.

Но Время правит Историей и, как говорят, каждому воздает по заслугам.

В сентябре 1939 года, после того как Гитлер напал на Польшу, связанную с Францией союзным договором, Франция и Англия объявили войну Германии. Войска обеих стран удобно расположились на границе с Германией и никаких активных действий не предпринимали. Для Франции началась так называемая «странная война» или, как ее еще называли французы, «дроль де гер» — смешная война. Ничего не происходило. По ночам в городах объявлялись пробные тревоги, люди должны были прятаться в бомбоубежищах.

Илья Эренбург в своих воспоминаниях пишет: «Военная комедия вскоре всем надоела, и жизнь вошла в колею… Газеты писали, что солдаты на фронте умирают от скуки. Им посылали различные игры, полицейские романы и крепкие напитки. «Мы победим, потому что мы сильнее» — это можно было увидеть на любой стене множества домов… О гибели Польши, которой Франция обязалась помогать по союзному договору, никто уже не вспоминал… А когда немецкий летчик упал на французскую территорию, его похоронили с воинскими почестями. Газеты в умилении описывали церемонию… Почтенная дама в булочной громко рассуждала: «Немцы научат наших рабочих работать, а не устраивать дурацкие забастовки»… Газета «Ля Франс о травай» писала: «В каждом из нас есть крупица еврейского духа, поэтому необходимо учинить внутренний душевный погром…» Некоторые рестораны и кафе украсились объявлениями: «Арийская фирма. Вход евреям запрещен»…

Третьего июня 1940 года немцы впервые сильно бомбили Париж, было много жертв. «Странная война» закончилась. Для Франции началась Вторая мировая война. Немцы быстро обошли французскую укрепленную линию Мажино, и после недолгих боев Франция капитулировала, несмотря на то, что у французов в то время была самая мощная в Европе армия.

Для сравнения: восстание плохо вооруженной группы евреев в Варшавском гетто длилось больше месяца — дольше, чем все сражения «мощной» французской армии.

Уже 17 июня 1940 года военная администрация маршала Петена запросила перемирия. В Компьенском лесу был официально подписан акт о капитуляции… По этому акту Францию, как уже было сказано, разделили на две части — одна была полностью оккупирована немцами, а вторая, меньшая, находилась под управлением маршала Петена. Заявление маршала о конце войны французы встретили с ликованием. Всё осталось на месте: опера, Лидо, Морис Шевалье, продолжавший петь в Париже…

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора