Теплым летним днем в начале июня в Галерее Рафаэля в Музее Виктории и Альберта в Лондоне собрались около тысячи человек, чтобы взглянуть на новинки британской моды. Собравшиеся получили сполна: черные костюмы в стиле садо-мазо, костюм пуделя в человеческий рост — творение, изготовленное из черно-белых надувных мячей и светящегося электрического жакета.
Фэшн-шоу, на котором демонстрировались работы Гарета Пью, было частью программы «Мода в движении», в рамках которой демонстрируются работы заслуживающих внимания дизайнеров, включая Кристиана Лакруа и британского дизайнера мужской одежды Озвальда Боатенга.
Лондон финишировал с хорошими показателями в списке «самых стильных» европейских городов — самым стильным его назвали 7 %, что позволило ему занять третье место. Но в то же время респонденты чаще других называли этот город, отвечая на второй вопрос — о «наименее стильном» городе. Наименее стильным его считают 5 % респондентов.
Самым универсальным оказался парижский стиль. 34 % опрошенных считают Париж самым стильным европейским городом. У этого города с его историей высокой моды, крупными компаниями, занимающимися предметами роскоши, такими, как LVMH, и статусом родины влиятельных показов готовой одежды есть аура, которую сложно не чувствовать — здесь стартует звездное мероприятие в ежегодном фэшн-календаре, показы Paris haute couture.
«Да, вероятно, французы, являются более элегантными и шикарными, — замечает Надеж Уинтер, глава отдела по коммуникациям и связям с общественностью Colette, крупного парижского магазина.
— Мне, как французской девушке, смешнее всего разговаривать с нефранцузами. Представители немецкой фэшн-индустрии говорят: «Б-же, какие француженки хорошенькие, такие красивые, такие сексуальные, такие стройные».
Однако, добавляет она, все рассказы о «парижском шике» за пределами Франции всегда посвящены ностальгической парижской элегантности 50-60-х — Коко Шанель, Одри Хепберн, Катрин Денев.
Париж создал систему высокой моды, и его историческая сила заключается в армии профессиональных модистов, перчаточников, изготовителей украшений и вышивальщиков, а не в системе, которая вознаграждает креативность, отмечает Клэр Вилкокс, эксперт по истории моды XX века и куратор выставки «Золотой век моды: Париж и Лондон 1947-1957».
«Париж обучал мастеров ручной работы, а не дизайнеров», — говорит она о послевоенном периоде.
«Многие люди воспринимают Париж как город высокой моды, где проводятся модные показы», — говорит Марк Хофманс, директор GfK Custom Research. Люди, участвовавшие в опросе, давали ответы, в значительной степени опираясь на репутацию города как локомотива индустрии моды, подчеркивает он, хотя среди вопросов был и вопрос о том, в каком городе «люди одеваются наиболее стильно».
«Если бы разразилась некая ужасная фэшн-катастрофа, и Лондон, Нью-Йорк и Милан исчезли бы без следа, то мода осталась бы жива, покуда был бы цел Париж, — говорит Макдауэлл. — Однако это не делает Париж самым модным. Я бы поставил на первое место Милан».
Милан самым модным европейским городом выбрали 10 % респондентов, поставив его на второе место после Парижа. «Итальянцы изобрели passeggiata, прогулку в вечерней прохладе, — говорит Макдауэлл. — Они наряжаются и гуляют, смотрят на других и показывают себя. Это приятное стремление произвести впечатление».
«В повседневной жизни Милан очень стильный, — говорит Сара Малокко, итальянка, живущая в Лондоне и работающая в сфере фэшн-пиара. — Даже собираясь в спортзал, люди обращают внимание на все детали, от ожерелья до обуви». Она ставит Милан выше Рима, который собрал 6 % голосов в пользу своего статуса самого модного города. По сравнению с Римом, «Милан более продвинут и элегантен. Рим более криклив».
Тем временем все более мощным фэшн-клиентом становится Россия, однако москвичи страдают репутацией безвкусных и богатых, а не стильных и задающих тон. Как показал опрос, у Москвы есть и почитатели, и ненавистники. 2 % всех респондентов выбрали ее самым стильным городом, поместив на 5-е место. В то же время 4 % всех респондентов назвали ее наименее модным городом, поставив ее на 2-е место после Лондона (словно в доказательство того, что имидж и политика идут рука об руку, поляки особенно сильно осудили своего исторического конкурента — 12 % поляков назвали Москву наименее стильным городом).
Макдауэлл говорит, что своими покупательскими привычками россияне пока не влияют на курс моды. «Русское влияние сильно переоценивается, — говорит он. — Число тех (россиян), кто покупает предметы высокой моды, выросло, однако не настолько, как число таких покупателей в Италии и Франции».
И как благодатная почва для дизайнеров Россия отстает. «Дизайнеры находятся на младенческой стадии, однако они догонят очень быстро, — полагает Макдауэлл. — Дизайнеры вырастают на плодородной почве, а почва — это люди, которые ведут модную жизнь и нуждаются в модных вещах».
Что касается развития талантов, то здесь выделяются другие города. Макдауэлл называет Берлин: «Это очень художественно развитое общество», — делает он вывод.
Хофманс предлагает Антверпен, с его влиятельным штатом дизайнеров, таких, как Анн Демельмейстер и Дрис ван Нотен, и авторитетным отделом моды в Королевской академии изящных искусств.
Нью-Йорк имеет сильный коммерческий уклон и в последние годы все более и более выдвигается на передовую. Уилкокс из Музея Виктории и Альберта расхваливает лондонскую фэшн-арену, которая растет на креативном дизайне, преподаваемом в таких школах, как Школа дизайна Сент-Мартинс, Лондонский колледж моды и Королевский колледж искусств. «Никто не может оспорить того, что лондонские школы искусств доминируют, — говорит Уилкокс. — Креативность феноменальна».
Самые стильные города:
Париж — 34 % опрошенных
Милан — 10 %
Лондон — 7 %
Рим — 6 %
Москва — 2 %
Затруднились ответить — 21 %
Наименее стильные города:
Лондон — 5 %
Москва — 4 %
Берлин — 4 %
Бухарест — 3 %
Затрудняюсь ответить — 38 %
Wall Street Journal