Большая облава. Так в Пятой республике называют масштабную операцию СС и местных коллаборационистов в районе Старого порта Марселя по аресту членов Сопротивления, евреев и всех неблагонадежных.
В ходе облавы в январе 1943-го район был снесен с лица земли, 1500 зданий уничтожено, 30 000 жителей выселены, а около 2000 депортированы в лагеря смерти, из них более тысячи — евреев. По мнению истцов, от имени которых подано заявление в прокуратуру Парижа, это преступление не имеет срока давности, и расследование призвано выяснить, жив ли на сегодняшний день кто-либо из участников облавы.
Судьба ее инициаторов известна — глава СС в Бельгии и Франции обергруппенфюрер Карл Оберг был приговорен к смертной казни за военные преступления, которую заменили пожизненным заключением, а в 1962-м ветерана и вовсе освободили. Через три года он скончался во Фленсбурге. Непосредственного руководителя операции — генерального секретаря полиции режима Виши Рене Буске — застрелили в июне 1993 года в своей квартире в Париже.
Именно вокруг фигуры Буске во Франции до сих пор идут споры. Этот молодой юрист начинал как герой — весной 1930 года Рене спас десятки людей во время наводнения на юго-западе Франции. Сразу стал кавалером ордена Почетного легиона и Medaille d’or des belles («Золотая медаль за добрые дела»). Его карьера была стремительной — в 22 года юноша занял один из высших постов в министерстве внутренних дел, три года спустя был назначен гендиректором министерства сельского хозяйства, а в 1936-м возглавил главный архив Национальной полиции.
После падения Парижа присоединился к профашистскому правительству Виши, хотя и помог бежать некоторым военнопленным. Должность мечты он получил в апреле 1942 года, будучи назначен генеральным секретарем полиции. Сразу принялся за дело: 6 мая 1942 года Буске запросил и получил согласие СС депортировать 5000 евреев в лагеря смерти на востоке.
В июле 1942-го в ходе крупнейшей облавы на евреев Парижа юрист превзошел сам себя, добившись депортации в концлагеря не только взрослых евреев, но и детей до двух лет, чего нацисты не требовали. При этом он выступил с предложением не высылать граждан Франции и вообще добился некоторой автономии своего ведомства от немцев.
Далее было добровольное сотрудничество с СС в ходе большой облавы в Марселе и встреча с Гиммлером, который был весьма впечатлен личностью Буске и назвал того “ценным сотрудником”. В 1949 году коллаборациониста приговорили к минимальному пятилетнему сроку и тут же отменили приговор за «активное участие в Сопротивлении». Как экс-чиновнику режима Виши Буске было запрещено занимать посты на государственной службе, и он сделал карьеру в Банке Индокитая. В середине 1950-х Буске знакомится с министром юстиции Франсуа Миттераном, в 1957-м ему возвращают орден Почетного легиона, а год спустя амнистируют. С конца 1950-х Рене Буске — снова в большой политике, в основном на левом ее фланге. Он добрый приятель Франсуа Миттерана, участник его кампании 1974 года и частый гость в Елисейском дворце после избрания Миттерана президентом в 1981-м. Правда, в середине 1980-х президенту пришлось дистанцироваться от неудобного друга — несколько правозащитных организаций обвинили Буске в преступлениях против человечества и депортации 194 детей из шести департаментов юга Франции. После восьми лет расследования и многочисленных проволочек коллаборационисту было предъявлено официальное обвинение. До суда он, впрочем, не дожил. 8 июня 1993 года Буске был застрелен в своей квартире на проспекте Рафаэль в аристократическом квартале Парижа. Убийца — 51-летний Кристиан Дидье, виновным себя не признал, утверждая, что убил военного преступника. Многие полагают, что если бы суд по делу коллаборациониста достиг финальной фазы, то он фактически стал бы судом над режимом Виши. Как известно, лишь в 1995 году Франция устами президента Ширака признала участие своих граждан в событиях Холокоста. При этом считанные персонажи были осуждены за подобные преступления. Тем более важно поставить точку в деле о Большой облаве в Марселе, осуществленную руками коллаборационистов.