— Как ты мог попросить больного ребенка, чтобы он посещал школу каждый день? — рассержено обратился ко мне директор школы. — Приготовься ответить на этот вопрос родителям Рефаэля — у меня в кабинете в четыре часа.
— Скорее всего, в четыре часа меня уволят с работы, — подумал реб Хаим, преподававший Тору в четвертом классе еврейской школы в Миннесоте…
Этим эпизодом из своей жизни реб Хаим начал встречу с русскоязычными учениками «Синай Академи» в Бруклине. Многие туристы и, конечно, жители Старого города Иерусалима хорошо знают реб Хаима. Сотни людей посещают его субботние трапезы, которые проходят в нескольких минутах ходьбы от Стены Плача. Главное «угощение» этих субботних посиделок — отнюдь не еда, а захватывающие истории. Реб Хаим поет хасидские мелодии, сочиненные его великим дедом Склене Ребе, чередуя их рассказами. Недавно реб Хаим приехал в Америку и «привез» с собой удивительную атмосферу этих субботних встреч.
… В конце учебного года реб Хаим встретился с третьеклассниками, которые на следующий год должны были стать его учениками. Одного мальчика звали Рефаэль. Он почти не посещал школу из-за того, что страдал врожденным заболеванием сердца. Рефаэль проводил в школе несколько дней, а потом отсутствовал месяцами. Реб Хаим предложил Рефаэлю подписать особый договор. Повторяя за реб Хаимом, Рефаэль записывал: «Я хочу каждый день приходить в школу». Мальчик дома рассказал об этом родителям, а они позвонили директору школы: «Как мог учитель попросить нашего сына взять на себя обязательство, которое тот не сможет выполнить?»
Директор пригласил реб Хаима на встречу с родителями. В четыре часа рассерженные родители сидели в кабинете директора, ожидая объяснений. «Ваше требование, чтобы страдающий болезнью сердца Рефаэль каждый день посещал школу, не только не реально, но и бестактно», — начали они разговор. Тогда реб Хаим попросил Рефаэля войти в кабинет. «Я хочу каждый день приходить в школу», — прочитал он договор.
— Здесь не сказано «Я обязуюсь», а лишь «Я хочу», — объяснил реб Хаим.
Родители с удивлением переглянулись.
— Мы вас неправильно поняли: думали, вы требуете, чтобы наш сын ходил в школу каждый день.
— Нет, вы поняли меня правильно. Я действительно хочу, чтобы Рефаэль был в школе каждый день. Потому я и попросил его это «захотеть».
— Почему?
— Потому что «ничто не устоит перед лицом желания! — говорили мудрецы, — ибо желания и мечты исполняются!»
Чудо действительно произошло: в новом учебном году Рефаэль не пропустил ни одного дня! Он успешно окончил школу, изучал Тору в иешиве, поступил в юридическую школу, женился. Рефаэль не забыл о значимости желания, продолжая «подписывать договоры», которым научил его реб Хаим.
Однажды у Рефаэля остановилось сердце. Врачи уже отчаялись и хотели было сообщить супруге о его кончине, как вдруг сердце Рефаэля забилось. «Никакого чуда не произошло, — объяснил он. — Я должен был жить, ведь я подписал договор со своей женой, что хочу зажигать свечи Меноры в предстоящий праздник Хануку».
— Человек может добиться многого, если научится к этому стремиться, этого желать, — закончил реб Хаим свой рассказ. — Каждый может выразить свое желание речью — словами молитвы, а можно и записать на бумаге свои мечты…
«Зачем делить шкуру неубитого медведя?» — этот вопрос можно было бы задать дочерям Целафхада, которые обратились в Синайской пустыне к Моисею с просьбой «дать им удел» в Стране Израиля. (Бемидбар 27:4)
Почему дочери Целафхада попросили Моисея об этом в Синайской пустыне? Ведь до Страны Израиля еще нужно было дойти, ее еще предстояло завоевать.
Почти сорок лет спустя после Исхода евреев из Египта и странствий по пустыне многие евреи теряли веру в саму возможность войти в обещанную Всевышним Землю. Потому когда дочери Целафхада попросили об уделе в Земле Израиля, они выразили этим свою веру и свое желание в нее войти. Это вдохновило все «поколение пустыни», которое, в конце концов, благодаря этой вере и обрело Землю Израиля.
Более того, дочери Целафхада научили всех евреев любить эту Землю. (Ибо лишь то, что человек действительно любит, он и желает, и к этому стремится.)
Почему, представляя Целафхада, Тора описывает его предков вплоть до Иосефа?
Иосеф любил землю Израиля, как сказано: «… и вынесите мои кости (из Египта для захоронения в Израиле)» (Берешит 50: 25), и его дочери любили землю, как сказано; «Дай нам владение», — объясняет Раши.
— Почему разведчики отговаривали евреев войти в Израиль, оклеветав его? — спрашивает рав Пам. — Не любили разведчики Землю Израиля, потому не желали и не верили, что смогут в нее войти. Именно так объяснил грех разведчиков царь Давид: «Пренебрегли они Землею прекрасной, не поверили слову Его (Псалмы 106:24). Поскольку не любили Землю и не хотели в нее войти, потому и не верили, что это возможно.
В наказание за пренебрежение Землей Израиля все мужчины старше двадцати лет должны были умереть в пустыне.
Однако на женщин это наказание не распространялось, потому что им была дорога Земля, — поясняет Раши. — Мужчины говорили: «Возвратимся в Египет», а женщины: «Дай нам удел».
Женщины «поколения пустыни» научили нас тому, что любовь вселяет в человека веру, помогая ему преодолеть все препятствия!