В доме с не соблюдающими шаббат

— Уважаемый рав!

Есть ли какая-либо проблема, если в шаббат находишься в доме, где его не соблюдают. Телефон зазвонит — ответят, детям дают рисовать, чайник включат и т. п.

Я религиозная еврейка, а родители мужа — нет. Да к тому же у нас родился первенец, и я испытываю страх перед его будущими вопросами…

С уважением,

Хагит, Реховот

— Причины, по которым возникает необходимость провести шаббат в одной квартире с людьми, не соблюдающими законы субботы, могут быть разными. Разберем несколько наиболее распространенных случаев.

1. Семья, соблюдающая шаббат, живет с родителями мужа или жены, которые не соблюдают законы шаббата (и неважно, сколько раз в течение субботы они сознательно нарушают закон, пусть даже «только» один раз).

Следует доброжелательно, но отчетливо разъяснить родителям, что совместная жизнь с ними в одной квартире возможна лишь при условии, что они будут полностью соблюдать законы субботы. Важно при этом поговорить с ними о том, какие моменты соблюдения кажутся им особенно трудными, постараться найти решения проблем. И пойти навстречу в вопросах, решение которых не приведет к нарушению Галахи (закона), но внесет дополнительные «краски» в шаббат, даже если вам это и не нужно и сами вы для себя этого делать не стали бы.

Если родители не хотят по субботам отказываться от телевизора, телефонных разговоров и т. п., надо с ними разъехаться — даже если это сопряжено с материальными и прочими проблемами и неудобствами. Но так, чтобы при этом не нарушить заповедь почитания отца и матери. То есть без скандалов, стараясь сохранить с родителями хорошие отношения.

Очень часто, кстати сказать, такое поведение детей приводит к тому, что родители в конце концов выбирают правильный путь.

2. Родители живут поблизости, но не вместе с детьми.

Посещать их в шаббат можно при условии, что во время вашего визита они не будут нарушать законы субботы. И если в семье есть дети в возрасте от двух до тринадцати лет, во избежание ненужных вопросов в квартире дедушки и бабушки не должно быть «следов» нарушения шаббата до прихода гостей (к примеру, на плите не должна стоять кастрюля с горячей едой, если газ или электричество выключены).

Речь идет о детях в возрасте от двух до тринадцати лет, потому что примерно до полутора-двух лет ребенок не замечает тонкостей ситуации, а после тринадцати — ребенку можно объяснить, что дедушка с бабушкой, к сожалению, пока не соблюдают шаббат, и надо молиться, чтобы они поскорее пришли к этому.

3. Родители живут далеко.

Приехать на шаббат к ним нельзя, если не выполняются условия, изложенные в п. 1. Можно и нужно приглашать их на шаббат к себе, но опять же при условии, что они будут придерживаться правил, по которым живет семья, их принимающая.

4. Если речь идет не о родителях, а о родственниках или друзьях, тут ситуация легче. Ведь по отношению к ним не действует заповедь Торы почитания отца и матери. А в рамках других заповедей и обычаев — о «дерех эрец» (воспитанное поведение), об уважении и любви к ближнему имеется больше «пространства для маневров» — для объяснения ситуации, правил поведения в доме, принимающем гостей, и т. п.

Конечно, мы разобрали отнюдь не все случаи. Но практика показывает, что, если относиться к людям искренне, доброжелательно, но при этом не поступаться принципами соблюдения законов Торы, почти всегда находится способ решать возникшие проблемы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора