«Болельщики» в зале федерального суда

Мне уже приводилось сообщать о том, что живущий в Нью-Йорке, кажется, с 1977 года бывший минчанин Валерий Щукин, которого заслуженно считают одним из лучших судебных переводчиков, готовит к печати свои профессиональные мемуары. Познакомившись со Щукиным лет тридцать назад, я долго жил под впечатлением его образа британца в Америке. Шутка ли дело, живет человек в Квинсе, названном в честь Екатерины Брагансской, королевы Англии, Шотландии и Ирланди; держит при дворе двух ручных хорьков, а на приколе яхту, не новую и небольшую, но отделанную красным деревом, и ездит в «Роллс-Ройсе», хотя и изрядно подержанном. Таких машин я знал в Нью-Йорке две — у моего покойного друга писателя Георгия Вайнера и у Леонарда Льва по прозвищу Лёня Усатый, человека многих достоинств, включая экспорт в СССР только что умершего в Москве от рака Вилли Токарева и импорт в США Вячеслава Иванькова, он же Слава Япончик, убитого там же 10 лет назад.

Своими мемуарами Валерий Щукин невольно заставил меня вспомнить былое и думы, рассказывая о людях и их делах, о которых я писал в репортажах и хрониках. Но судебному журналисту запоминается одно, а судебному переводчику — другое. Взять хотя бы «Бриллиантовый район», как называют квартал 47-й стрит между Пятой и Шестой стрит в центре Манхэттена, где находятся больше 2600 магазинов, мастерских и фирм, в основном занимающихся торговлей драгоценными камнями и изделиями из драгоценных металлов. Соединенные Штаты считаются крупнейшим в мире потребительским рынком бриллиантов, 90 проц. которых попадают в страну через Нью-Йорк, где в основном проходят через 47-ю стрит.

Естественно, что такое скопление драгоценностей в одном месте, делает его криминогенным, о чем мне регулярно доводилось писать. В апреле 1989 года в своем офисе на 24-м этаже дома на углу 47-й стрит и Пятой авеню был смертельно ранен 34-летний ювелир Майкл Безнер, приехавший в США из Израиля. Виновными в убийстве Безнера были признаны 27-летний Роберт Гаспар и 41-летний Григорий Злочевский, оба иммигранты из СССР. Преступники забрали около 500 необработанных алмазов общей стоимостью от 500 тысяч до миллиона долларов. Обоих судили и сначала приговорили к пожизненному лишению свободы, но затем наказание смягчили, и Злочевский отсидел 17 лет и вернулся домой в Нью-Йорк, а Гаспар растворился в Европе, со следами в Москве.

В 1996 году банда вооруженных грабителей ворвалась в ювелирный магазин на 47-й стрит, шестерых работников магазина грабители связали, трех из них сильно избили, после чего ссыпали драгоценности в мешок и скрылись. Однако им не повезло — тот, кто нес мешок с добычей, споткнулся на тротуаре, и на радость торговцам-лоточникам и водителям такси рассыпал по улице часы, кольца и прочую «ювелирку». Буквально через пару часов на той же 47-й стрит другой грабитель убил работника другого ювелирного магазина.

В 1997 году грабитель с помощью клейкого пластыря и никелированного револьвера забрал в «Бриллиантовом районе» ценности на 3 млн долларов. В декабре 2002 года некий ловкий воришка забрался по пожарной лестнице на 12-й этаж дома № 70 на 47-й стрит, влез в окно ювелирной фирмы, взломал сейф и унес драгоценные камни на полтора миллиона долларов. В 2003 году вооруженный грабитель в маске остановил женщину перед ее магазином на 47-й стрит, заставил ее вернуться в магазин и там отдать ему из сейфа драгоценности больше чем на 4 млн долларов. В 2004 на Шестой авеню рядом с 47 стрит убили Эдуарда Некталова, совладельца ювелирного магазина «Roman & Sons Jewelers»

Значительная часть ювелирных бизнесов в «Бриллиантов районе» принадлежит бухарским евреям, выходцами из советской Средней Азии, в основном из Узбекистана. Их честный бизнес, в котором нет сомнения, проходил мимо моего внимания, а в 2003 году мне довелось писать про операцию «Переплавка», она же «Эльдорадо», которую провело федеральное Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Как было установлено, несколько ювелиров с 47-й стрит по заказу колумбийских наркобаронов переплавляли чистое золото в гаечные ключи, болты, пряжки, дробь и другую хозяйственную утварь. Золотые хозтовары окрашивались под железо или бронзу и в таком виде без проблем вывозились из США в Колумбию, где их снова переплавляли, золото продавали, а вырученные деньги шли на производство кокаина и героина, которые доставлялись в США. По делу были арестованы 11 человек, среди них двое бухарских евреев, которые к «переплавке» отношения не имели, а обвинили их в продаже золота для этой операции представителю колумбийской наркомафии, который, естественно, был тайным осведомителем DEA.

Валерий Щукин вспоминает о другом деле «Бриллиантового района», которое слушалось в конце девяностых годов прошлого века, а он участвовал в качестве переводчика защиты. «Судили четырех бухарских ювелиров, — вспоминает он в своих мемуарах, — их обвиняли в сбыте краденого и отмывании денег. Причем главным и единственным свидетелем обвинения был тоже бухарский парень, даже родственник одного из подсудимых. Это довольно-таки редкое явление среди бухарских иммигрантов», которые, по мнению Валерия Щукина, «самая сплоченная этническая группа в США». На процесс в манхэттенском федеральном суде из Квинса автобусами доставили «болельщиков» — бухарских евреев, в основном пенсионеров. Когда в первый день слушаний они заняли первые ряды зала суда, вспоминает Щукин, «потолок и стены заиграли солнечными зайчиками. На груди каждого красовалось по два десятка советских медалей и орденов»…

От себя могу добавить, что 2002 году в Вашингтоне открылся первый в мире Международный музей шпионажа (International Spy Museum), в совет директоров которого вошел проживающий там бывший генерал советской иноразведки Олег Калугин, Тогда я взял у Калугина интервью, и вскоре мне в «Новое Русское Слово» позвонил некий гражданин, предложивший музею генеральскую шинель Калугина, за подлинность которой он ручается. Это вам не орден Ленина на брайтонской толкучке. А на процесс по делу четырех бухарских ювелиров с 47-й стрит переводчика Щукина пригласил ведущий адвокат подсудимых Брюс Катлер — знаменитый «семейный» адвокат мафиозного клана Гамбино, который пару раз успешно защищал босса этого клана Джона Готти. Правда, свой третий и последний судебный процесс Готти проиграл, был приговорен к пожизненному лишению свободы и умер в тюрьме от рака легких.

2-Depositphotos_8049678_s-2019ффффффффффф

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора