Тройной кордон

Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны.

Б-г явился Биламу в ночном видении и запретил ему произносить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за «упрямство». После третьей остановки «Б-г отверз уста ослицы». Ослица стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона коэн Пинхас убил их обоих копьем, после чего эпидемия, унесшая 24 тысячи жизней, прекратилась.

***

Раши пишет, что в трех эпизодах, когда ангел преграждал путь ослице, он как будто представлял поочередно трех патриархов еврейского народа, чтобы в итоге показать Биламу, насколько безнадежна его затея с проклятиями. Первый раз, увидев перед собой ангела, ослица «свернула с дороги и пошла по полю». Ангел не позволил ослице ехать прямо, но оставил ей возможность обойти себя справа или слева. Это значит, что Билам мог успешно проклясть потомков Авраама, которые свернули с пути истины, т. е. детей Ишмаэля и Кетуры (женщины, на которой Авраам женился после смерти Сары). Но он был не в состоянии причинить зло сынам Ицхака, подлинного и единственного наследника первого праотца.

Во второй раз («И стал ангел Б-га на тропинке между виноградниками — забор с одной стороны и забор — с другой») у ослицы осталось лишь узкое пространство для прохода, и она едва протиснулась между стеной и карающим мечом ангела, повредив ногу Биламу. В тот момент ангел как будто принял обличье Ицхака, у которого был только один порочный сын — Эсав, в результате ослица лишилась пространства для маневра, но смогла продолжить путь.

Наконец, в третий раз, когда «ангел… стал на тесном месте, где не было пути, чтобы свернуть вправо или влево», и ослица не могла идти вперед («она легла под Биламом»), ее блокировали сыны Яакова, все праведники, которым Билам при всем желании не мог причинить зла, не мог их проклясть.

Мудрость ослицы«Валаамова ослица» оказалась не из глупого десятка. Что она сказала Биламу, едва Б-г отверз ее уста? «Что сделала я тебе, что ты бил меня три раза?» В оригинале написано: «зе шалош регалим» (дословно «эти три раза»). Но, как отмечает Раши, «шалош регалим» означает также на святом языке три еврейских праздника — Песах, Шавуот и Суккот, в которые евреи, жившие в эпоху Храма, покидали свои дома и поля и, невзирая на опасности пути и большие расходы, восходили в Иерусалим, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Б-гу и Его законам.

Ослица говорила своему хозяину, что он зря предпринял столь дальнее путешествие по вызову Балака, что его ждет неудача. Как можно победить народ, который со временем, после прихода в Эрец Исраэль и постройки Храма, будет совершать паломничества в «эти три праздника», демонстрируя несокрушимую веру и самоотверженную любовь к Творцу. Коллективная заслуга евреев наверняка одолеет его злые чары, подобно тому, как подушный налог в полшекеля, который они собирали для храмовой службы (мы продолжаем традицию сбора полшекелей в канун Пурима), перевесил 10 тысяч кикаров золота, внесенных Аманом в царскую казну за право истребить евреев Персии.

Раб мгновений

У евреев было еще одно преимущество перед Биламом, предопределившее его неудачу с проклятиями. Б-г предоставил им особую привилегию, позволив устанавливать начало нового месяца — по показаниям двух свидетелей, видевших лунный серп, и по решению Санэдрина. Вс-вышний как будто назначил избранный народ своим «партнером во времени».

Другое дело Билам. Он мог действовать только в узких хронологических рамках. Пророчества он получал исключительно ночью, и, чтобы проклясть сынов Израиля, ему требовался редкостный миг Б-жественного гнева. Его провидческие способности целиком зависели от времени.

Таким образом, ослица напомнила Биламу, что он, раб мгновений, не имел шансов победить народ, повелевавший вечностью. Совсем не глупая ослица.

Как мало

и как много!

В одном из своих пророчеств, вложенных ему в уста Тв-рцом, Билам говорит: «В свое время рассказано будет Яакову и Исраэлю о том, что совершал Б-г» («ма пааль Кель») (23:23).

Хафец-Хаим, выдающийся праведник, знаток Торы и духовный лидер довоенного еврейства, писал, что слово «ма» (что) имеет две коннотации. Иногда оно может означать «как мало», например, во фразе: «Ма Ашем шоэль мимха», что просит у тебя Б-г, т. е. как мало. А иногда «ма» — это «как много»: «Ма рав тувха ашер цафанта ли-йереха», как много благ Ты хранишь для тех, кто боится Тебя.

В изгнании евреи часто страдают от преследований и унижений, и тогда они с удивлением спрашивают: «Почему Б-г столь суров с нами? Почему Он так мало делает для нас? Почему Он прячет Свое лицо от нас и допускает наши страдания?»

Но придет время, заключает Хафец-Хаим, и Б-г откроется нам во всей Своей Славе, и тогда мы узнаем и поймем, «как много» Он сделал для нас, какие чудеса совершил.

Наверное, поэтому в приведенном стихе употребляются сразу два имени нашего народа — Яаков и Исраэль: Яаков применительно к первой ситуации, «как мало», Исраэль — ко второй, «как много».

Билам и петух

Одно из своих пророчеств Билам начинает так: «Вот речь мужа прозорливого» (24:3).

Комментатор «Бааль ха-Турим» поясняет, что словом «гевер» (муж) на святом языке часто называют петуха. Но что общего у Билама и петуха? Оказывается, сходство есть. Во-первых, подобно петуху, Билам был неразборчив в связях. Во-вторых, он умел различать каждое утро неуловимо быстрое мгновение, когда Б-г изливал на людей свой гнев. Той же способностью обладает и петух. По свидетельству мудрецов, в этот момент у него белеет гребешок. И, наконец, Билам, стоял по-петушиному на одной ноге, когда пытался проклясть евреев. Вторую ногу придавила к стене его покорная ослица.

Твое поражение — моя победа

Когда Балак бен Ципор, царь Моава, услышал о приближении евреев, он очень испугался и обратился к Биламу: «Прошу тебя, пойди и прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня!». «Теперь вы видите разницу между евреями и злодеями из числа гоев?» — спрашивает Хафец-Хаим. Когда еврей попадает в беду, он идет к цадику за благословением; он молится Б-гу и просит Его отвести несчастье. Балак же не просил Билама благословить его — ему требовалось проклясть евреев.

Однажды незадолго до Шестидневной войны известного иерусалимского праведника рава Арье Левина попросили проклясть Гамаля Абдель Насера, тогдашнего лидера Египта, грозившего уничтожить Израиль. Рав Левин ответил, что он ни разу в жизни не проклинал ни одного человека. «Лучше я дам ему браху, благословлю его, — сказал он. — Пусть Насер удостоится дожить вместе с нами до прихода Машиаха».

Evrey.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора