КОРЕННЫЕ ДУШИ («Пинхас»)

Каждая еврейская душа тождественна одной из шестисот тысяч коренных душ подобно тому, как тождественны души однояйцевых близнецов.

Еврейская константа

В недельной главе «Пинхас» говорится о пересчете сынов Израиля после мора, последовавшего за оргией, в которую их втянули моавитяне. «И было после мора… И Господь сказал Моше и Элазару, сыну Аарона, священнику, говоря: Пересчитайте поголовно всю общину сынов Израиля, от двадцатилетнего возраста и выше, по родовым домам их, всех, поступающих в войско в Израиле. И сказал им Моше и Элазар, священник, в степях Моавитских у Ярдэна, против Йерихо, говоря: От двадцатилетнего возраста и выше, (исчислите их), как Господь повелел Моше и сынам Израиля, вышедшим из земли Египетской» (26.1-4)
Книга Бемидбар началась аналогичным подсчетом: «Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Израиле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон» (1.1-3)
В связи с этим подсчетом Раши отмечает: «Всевышний несколько раз пересчитывал сынов Израиля – в знак своей любви к ним. Первый раз Он пересчитал их после исхода из Египта; второй раз после греха поклонения золотому тельцу, чтобы выяснить, сколько осталось в живых; третий – теперь, после того как был возведен шатер откровения».
Описываемый в главе «Пинхас» подсчет является таким образом четвертым подсчетом.
Однако при этом уместно обратить внимание на одно интересное обстоятельство: между третьим и четвертым подсчетом прошло 38 лет. Таким образом, пересчету здесь подвергались другие люди, можно даже сказать другое поколение.
Сама Тора открыто обращает внимание на это обстоятельство: «Это исчисленные Моше и Элазаром, священником, которые исчисляли сынов Израиля в степях Моавитских у Иордана Йерихонского. А среди них не было ни одного человека из исчисленных Моше и Аароном, священником, которые исчисляли сынов Израйля в пустыне Синайской. Ибо Господь сказал о них: умрут они в пустыне; и не осталось из них ни одного, кроме Калева, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна». (26.63-65)
Действительно, после событий, связанных с Корахом, история, рассказываемая в книге «Бемидбар», прерывается. И в недельном чтении «Хукат» описывается смерть Мирьям, после чего говорится: «И пришли сыны Израиля, все общество, в пустыню Цин в первый месяц» (Бемидбар 20.1)
Р. Авраам Ибн-Эзра поясняет, что это «первый месяц сорокового года странствий в пустыне. Мы видим таким образом, что Тора не считает нужным рассказывать что-либо о промежутке времени между первыми двумя годами после исхода из Египта и сороковым годом».
Со своей стороны Тора Устная посвящает нас в подробности того, как замещалось народонаселение во время странствия по пустыне.
В трактате Таанит Иерусалимского талмуда рассказывается, что во время странствия сынов Израиля в пустыне ежегодно в канун 9 аба (т.е. в годовщину греха разведчиков, из-за которых сыны Израиля были задержаны в пустыне на сорок лет), Моше призывал всех сынов Израилевых, чтобы они выходили копать себе могилы.
Народ проводил ночь в могилах, а наутро выяснялось, что Всевышний забирал души пятнадцати тысяч человек. Так за сорок лет набралось 600 тысяч душ. А в сороковой год все, кто легли в этот раз в могилы, встали из них живыми.
Таким образом, за время странствия по пустыне общее число сохранившихся душ оказалось равно числу душ скончавшихся.

Определение реинкарнации

Итак, между третьим и четвертым пересчетом прошло 38 лет, и исчислялись преимущественно другие люди. Однако при этом число исчисленных осталось тем же! Число умерших и число родившихся в пустыне (и при этом достигших двадцатилетнего возраста) совпало.
Иными словами, число коренных еврейских душ — шестьсот тысяч – оставалось постоянным на всем протяжении сорокалетнего странствия по пустыне.
И то, что от момента дарования Торы до вхождения в Эрец Исраэль Всевышний зафиксировал это число душ, не может не вызвать к нему дополнительного внимания.
Неудивительно, что это число окружено в еврейской традиции мистическим ореолом. Согласно мидрашу, число букв Торы также тождественно этому числу еврейских душ. Некоторые даже расшифровывают слово «Исраэль», как «Еш Шешим Рибо Отиот ЛеТора» – то есть «имеется шестьсот тысяч (буквально — шестьдесят десятитысячий) букв в Торе».
Поскольку число букв Торы – 304805, то такое утверждение может показаться совершенно вздорным. Однако, если мы, как это принято в печатном деле, посчитает кроме самих букв («перемешанной» предвечной Торы) также и пробелы между ними, то получим 609608 знаков! А реальное число еврейских душ, кстати, также было не точно равно шестистам тысячам. При точном подсчете (приведенном в Бемидбар) число еврейских душ окажется равным 603550. «Натяжка», как видим, вполне допустимая (около процента).
Магараль в своей книге «Гвурат Ашем» пишет в связи с этим числом: «Полнота Израиля — это число. Так как, когда вышли из Египта, их было шестьсот тысяч душ, и когда согрешили созданием тельца, их было шестьсот тысяч душ, и в недельном чтении «Бемидбар» их было шестьсот тысяч, и в недельном чтении «Пинхас» их так же было шестьсот тысяч. Из этого видно, что форма Израиля и его полнота — шестьсот тысяч. А то, что число это увеличилось впоследствии – это из-за благословения, но число совершенства, присущее Израилю – это шестьсот тысяч. И смысл этого понятен, потому что число шесть — это число полноты, так как распространяться можно лишь в шести направлениях» (Гвурат Ашем 1 и 12).
Итак, шестьсот тысяч — это, по мысли Магараля, некоторое предельное число еврейских душевных корней. Предельное расширение Израиля. Как это следует понимать?
Существует взгляд, что шестьсот тысяч коренных душ реинкарнируют в последующих поколениях. А это, следует заметить, служит хорошим примером к пониманию собственно еврейского представления о реинкарнации.
При всей распространенности веры в концепцию «гильгулей нешамот» («переселения душ») в современном еврейском мире, нельзя не отметить, что она имеет позднее происхождение, а в свое время решительно отвергалась некоторыми мудрецами (Саадией Гаоном, р.Йосефом Альбо) как ложное языческое поверье.
Однако речь идет о той вере, которая сродни индуистской вере в «сансару». Наряду с этим относительно новым поверьем в иудаизме издавна присутствовала иная вера, подразумевающая «переселение» не индивидуальных душ, а их призваний, подразумевающая эстафету божественных миссий. И, пожалуй, ничто так отчетливо не иллюстрирует эту концепцию, как учение о шестистах тысячах коренных еврейских душ.
В самом деле, странно было бы думать, будто бы евреев на самом деле не столько, сколько их было и будет, а всего шестьсот тысяч, но которые просто натягивают на себя «одежды» последующих тел, причем, как правило, даже нескольких сразу.
Эту еврейскую «константу» естественно мыслить, как постоянно «гильгулирующее» число дарований, как предельное число духовных призваний. Каждая еврейская душа тождественна одной из шестисот коренных душ, подобно тому как тождественны души однояйцевых близнецов. В самом деле, тождество двух близнецовых душ не отрицает индивидуальности каждой из них, не отрицает ее в той же мере, как и тождество их близнецовых тел. При всем том, что на психофизическом уровне близнецы тождественны, каждый из них – это именно «он сам». В этом смысле многочисленные души, принадлежащие одной из шестисот тысяч коренных душ, позволительно называть близнецовыми душами.
Шестьсот тысяч коренных еврейских душ естественно мыслить, как предельное число духовных типов, по образу которых творятся все прочие миллионы евреев, индивидуальность которых не подвергается сомнению.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора