Джудит Бергман
«…Однако некоторые животные более равны, чем другие»
«Скотный двор», Джордж Оруэлл
В июне в Берлине в очередной раз состоялся парад, посвящённый «Дню Аль-Кудса». «День Аль-Кудса», по определению покойного историка Роберта С. Вистрича, это — «праздник, провозглашённый Хомейни в 1979 году с целью распространения призыва к уничтожению Израиля», который «с тех пор отмечается по всему миру …»
В Германии «парады Аль-Кудс» проводятся в столице страны с 1980-х годов, сначала их организовывали в Бонне, а с 1996 года перенесли в Берлин. В «День Аль-Кудса» в декабре 2000 года более 2000 демонстрантов на Курфюрстендамме — центральном бульваре Берлина — призвали к «освобождению Палестины и священного города Иерусалима». В ноябре 2002 года, всего через год после 11 сентября, среди транспарантов, развёрнутых на этом параде можно было увидеть такие, как «Смерть Израилю» и «Смерть США». А в 2016 году к призыву «Смерть Израилю» добавились лозунги вроде: «Сионисты убивают детей» и так далее.
Однако, несмотря на почти четыре десятилетия повторения подобной риторики (очевидно способной, в соответствии с параграфом 130 Уголовного кодекса Германии, запрещающего разжигание ненависти, «нарушать общественный порядок», разжигая «ненависть против национальной, расовой, религиозной группы или группы, определяемой своим этническим происхождением») власти Германии раз за разом отказываются запретить «парады Аль-Кудс».
Власти оправдывают свою позицию тем, что, мол, Административный суд всё равно такой запрет отменит.
«Правовое государство обязано действовать в соответствии с верховенством закона, — сообщил пресс-секретарь управления внутренних дел города Берлина Мартин Паллген, добавив, что: Свобода собраний и выражения мнений распространяется даже на тех, кто отвергает верховенство закона».
Правда, при этом немецкие власти запретили участникам парада проявлять откровенный антисемитизм и разжигать ненависть к евреям. Продолжая в том же духе, можно было бы, например, потребовать от участников неонацистского марша прикрыть свастики, чтобы выглядеть более презентабельно.
Впрочем, это, всё равно не слишком помогло. Поэтому в 2016 году полиция издала конкретные инструкции для участников парада, запретив им выражать антисемитские взгляды или подстрекать к насилию против евреев. Это ограничение, по словам Бенджамина Штайница, директора располагающегося в Берлине Департамента исследований и информации по вопросам антисемитизма (RIAS), несколько обуздало неприкрытые враждебные высказывания, но при этом привело к использованию «закодированных сообщений», как правило, на арабском или Фарси, на которых не говорит большинство немецких полицейских.
«В итоге, — заметил Штайниц в 2017 году, — полицейские правила действительно оказали некоторое влияние, но, поскольку целью этой демонстрации по определению является ликвидация государства Израиль, антисемитское содержание там присутствует всегда».
Так, по сообщению еженедельника Der Tagesspiegel, несмотря на конкретные полицейские инструкции предыдущих лет, в июне 2018 года марша, полиции пришлось внести следующие дополнения:
«Запрещено сжигать кукол. Не должно быть никаких откровенных призывов к похищению людей или к убийствам. Участникам запрещается петь: «сионистов в газовые камеры» или «еврей, еврей, трусливый поросёнок, выходи на бой в одиночку» и т.д.».
Как сообщает Der Tagesspiegel , все эти указания были связаны с действиями или высказываниями участников парадов предыдущих лет. Все они, очевидно, являются нарушениями немецких законов о разжигании ненависти.
Разумеется, и в этом году, согласно отчёту RIAS, «парад Аль-Кудс» не утратил своего антисемитского характера, несмотря на попытки организаторов ввести общественность в заблуждение». В качестве примера в докладе упоминается наличие антисемитских плакатов и восхваление «Хизбаллы». Были там и участники в футболках с названием и призывами террористической группировки ХАМАС, обещающей уничтожить Израиль.
Отказ властей запретить «парад Аль-Кудс» кажется ещё более подозрительным в свете того, что примерно в то же время — 6 июня, немецкие власти развернули общенациональные скоординированные рейды полиции в 13 федеральных штатах против подозреваемых, обвинённых во «враждебных высказываниях», сделанных в социальных сетях.
Федеральное управление уголовной полиции сообщило, что в 38 случаях были организованы обыски в квартирах и допрошены подозреваемые, которые размещали «враждебные комментарии», в том числе «публичные призывы к преступлениям, оскорбления должностных лиц или словесные антисемитские оскорбления». Одна из наиболее крупных подобных операций состоялась в городе Кобленц, где в квартирах 12 подозреваемых были проведены обыски, с целью обнаружить причастность к двум «крайне правым» группам в сети Facebook. Все 12 подозреваемых в возрасте от 45 до 68 лет, как предполагается, несут ответственность за группы под названием «Патриоты» и «Наша патриотическая и свободная Германия». Сами же группы подозреваются в том, что прокомментировали воссоединение семьи беженцев следующим образом: «на мой взгляд, все они должны были бы быть отравлены газом».
Общенациональный день борьбы с проявлениями ненависти был введён три года назад и проводится с тех пор ежегодно. Федеральная полиция утверждает, что большинство высказываний на почве ненависти приходит из правого экстремистского спектра» (77%), 9% — от «крайне левых» и 14% — со стороны «иностранных или религиозных идеологий или без конкретной политической мотивации».
Вот только, пока Федеральное управление уголовной полиции обыскивало дома немцев среднего возраста, публикующих расистские комментарии в группах в Facebook, как стало известно из недавнего отчёта немецкой разведки, количество боевиков «Хизбаллы» — поддерживаемой Ираном ливанской шиитской террористической группировки, выросло в Германии в 2018 году до 1050 человек (по в 2017 году их было 950).
«Организация «Хизбалла» отрицает право на существование государства Израиль и борется с ним террористическими методами», — отмечается в сообщении разведки. «В Германии последователи «Хизбаллы» поддерживают организационную и идеологическую сплочённость в местных ассоциациях при мечетях, финансируемых главным образом за счёт пожертвований». В докладе также упоминаются челночные поездки активистов между Германией и Ливаном с целью установления связей с «Хизбаллой» и подчёркивается, что «Организация «Хизбалла» выступает против идеи международного взаимопонимания и мирного сосуществования народов».
Однако, присутствие такого значительного количества боевиков «Хизбаллы» в стране, похоже, нисколько не беспокоит правительство Германии. В то время, как «военное крыло» организации «Хизбалла» в ЕС запрещено, «политическое крыло» может действовать свободно. На деле же, это означает, что «Хизбалла» совершенно свободно может заниматься в Германии «невоенными» делами, например, сбором средств.
В марте правительство Германии отказалось полностью запретить деятельность этой террористической организации, а в июне большинство Бундестага, включая Христианско-социальный союз, Социал-демократическую партию, левых, «зелёных», Свободных демократов и Христианско-демократический союз Ангелы Меркель (ХДС) отклонил предложение партии «Альтернатива для Германии» (AfD) о запрете в Германии организации «Хизбалла» или об ограничении её деятельности, например, с помощью лишения некоммерческого статуса.
Иными словами, в Германии совершенно явно наблюдается неравномерное применение законов о разжигании ненависти.
С одной стороны, федеральная полиция проводит рейды по всей стране, отлавливая немцев среднего возраста, публикующих свои мысли в Facebook. С другой стороны, люди, открыто поддерживающие смертоносные террористические организации, не занимающиеся ничем, помимо разжигания ненависти к определённой этнической группе — евреям, могут свободно организовываться, собирать средства и устраивать парад в центре немецкой столицы. Им надо всего лишь не кричать громко: «сионистов в газовые камеры» или «еврей, еврей, трусливый поросёнок, выходи на бой в одиночку».
Вне зависимости от того, насколько справедливы законы о разжигании ненависти, в правовом государстве они должны применяться ко всем одинаково и последовательно. То, что участникам антисемитского «парада Аль-Кудс» уже почти четыре десятилетия разрешается буквально выставлять напоказ свою ненависть, в то время как немцам средних лет устраивают обыски в квартирах за антисемитские и расистские комментарии в Facebook, явно демонстрирует крайне тревожные двойные стандарты применения закона.
И выглядит это всё так, как будто немецкие власти решают для себя, что является «враждебным высказыванием», а что – нет, основываясь, лишь на идентификации озвучивающей их группы.
Джудит Бергман — обозреватель, юрист и политолог
Источник на английском — Институт Гэйтстоуна
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Июль 2019
Ряд решений немецких судебных органов по делам , связанным с проявлением антисемитизма, и в первую очередь, со стороны арабской части населения Германии, можно назвать прямым приглашением к антисемитизму, т.к за это следуют смехотворные наказания.