Хорошо информированный консервативный журналист Джон Соломон опубликовал на сайте «Хилл» отчет об интервью, которое дал ему российский алюминиевый магнат Олег Дерипаска, находящийся под американскими санкциями с апреля 2018 года.
Госдеп перестал выдавать ему визы на въезд в США гораздо раньше, заподозрив его в связях с оргпреступностью, однако Дерипаска продолжал регулярно появляться в Америке со спецвизой редкой разновидности, которую ему ставили в диппаспорт, хотя он никогда не работал в МИДе.
Американские СМИ давно сообщали, что визы давались Дерипаске благодаря содействию ФБР, с которым он несколько раз встречался в США и других странах. Россиянин также подтвердил в разговоре с Соломоном, что пытался вызволить из заточения бывшего сотрудника ФБР Роберта Левинсона, пропавшего в марте 2007 года на иранском острове Киш, и потратил на эти попытки в районе 20 млн. долларов.
Левинсон проработал в ФБР 22 года, в конце 90-х вышел на пенсию и занялся частным сыском. В 2013 году сперва агентство АП, а потом и другие СМИ сообщили, что среди прочего он периодически выполнял неофициальные задания ЦРУ. В частности, он якобы отправился на Киш расследовать версию об отмывании денег, которым будто бы занимались иранские лидеры.
Я впервые услышал о Левинсоне в середине 90-х, когда он давал экспертные показания на нью-йоркском процессе Вячеслава Иванькова (Япончика). Потом мы познакомились во Флориде, где он жил постоянно, а я освещал для «Коммерсанта» проходивший в Майами процесс нижегородца Олега Кириллова, обвинявшегося в контрабанде нескольких кило кокаина, и проходивший в Форт-Лодердейле суд над американским кубинцем Хуаном Альмейдой, которому вменялась попытка купить в Кронштадте ржавую подлодку и ввозить на ней в США по 40 тонн кокаина за рейс (см. шикарный документальный фильм «Операция «Одесса»).
С годами мы с Левинсоном подружились, и во время его визитов в Нью-Йорк встречались в ресторане гостиницы «Мариотт» на Таймс-Сквере. Он был осторожен и ни разу не согласился посетить со мной «Русский самовар», хотя братва туда давно не ходит.
Однажды я привел к нему в «Мариотт» одного из подельников Япончика, который искал помощи Левинсона в получении американской визы для своей сестры, жившей в России. Левинсон радовался этому знакомству как ребенок: он был по природе не оперативник, а кабинетный ученый, который написал кучу закрытых пособий по русской мафии, но редко видел ее деятелей в естественной среде обитания.
Он не делился со мною секретами, и я узнал о главном его источнике сведений о мафии не от Левинсона, а от судебного переводчика Сергея Михайличенко, родившегося в Аргентине и умершего несколько лет назад в Майами.
Милейший Михайличенко переводил Левинсону допросы одного русского арестанта, который в прошлом ведал финансами Солнцевской группировки и знал их досконально. Допросы проходили в так называемом «Иглу». Такое прозвище носило среди своих вечно студеное из-за кондиционеров прокурорское помещение, через улицу от федерального суда в Майами, где Левинсон пробеседовал с этим информантом десятки часов.
Михайличенко хорошо помнил их точную цифру, поскольку Левинсон вскоре ушел на пенсию, и ФБР за перевод долго не платило. Левинсон, джентльмен старой школы, старался выбить для Сергея эти деньги.
Эта история напомнила мне фильм «Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом, который играет в нем авантюриста Александра Пирса, ведавшего финансами мафиозного босса и того обокравшего. Собеседник Левинсона, как я понимаю, Солнцевскую не обокрал, но знал ее финансовую кухню и щедро делился на допросах ее деталями.
По словам Дерипаски, просьба помочь в вызволении Левинсона исходила от высокопоставленного сотрудника ФБР Эндрю Маккейба, которого я знал в Нью-Йорке, где он занимался в 90-х русской мафией и, в частности, опекал ее колоритного представителя Мани Чулпаева, после ареста перешедшего на сторону правосудия.
Отсиживаясь в недрах программы по защите свидетелей, Чулпаев тосковал, писал Маккейбу жалобные письма и, в конце концов, рискнул вернуться в Нью-Йорк, где его никто не тронул. Впоследствии Маккейб сделается ВРИО директора ФБР и будет уволен оттуда за вранье — накануне ухода на пенсию.
Как писал Соломон в мае прошлого года, ФБР, которое сильно переживало за Левинсона, решило обратиться именно к Дерипаске по нескольким причинам. Во-первых, его алюминиевая компания вела дела в Иране. Во-вторых, ФБР было нужно, чтобы операцию финансировал иностранец, поскольку санкции не позволяли даже спецслужбам тратить в Иране американские деньги.
Наконец, в 2006 году госдеп закрыл Дерипаске въезд в США, и ему, очевидно, хотелось вновь получать американские визы. Дерипаска также был одним из первых россиян, к которым ФБР обратилось с вопросами по поводу версии о сговоре Трампа с Москвой, которая якобы помогла ему победить на выборах. Месяца за два до инаугурации Трампа он приехал в ООН в составе российской делегации, и с утра его разбудили трое сотрудников ФБР, одного из которых Дерипаска узнал, поскольку общался с ним в связи со своей попыткой вызволить Левинсона.
Как сказал Джону Соломону тогдашний адвокат миллиардера в Америке Адам Уолдман, «Дерипаска рассмеялся, но сообразил, что шутки-шутками, а они были вполне серьезные. Засим он изложил им свое экспертное мнение, что выдвигаемая ими версия ложная. Он сказал им: «Вы пытаетесь сделать из мухи слона!».
По словам бывших фэбээровцев, в 2009 году они тайно встречались с Дерипаской в отелях Вены, Будапешта и Вашингтона и убедили его финансировать операцию по освобождению Левинсона. Дерипаска при этом подчеркивал, что операция ником образом не направлена против его отечества. «Мы знали, что, помогая нам, он играет за свою команду», — сказал Джону Соломону один американский чиновник, участвовавший в операции.
На средства Дерипаски была создана спецгруппа, которая связалась с некими иранцами и даже получила фото и видеозаписи, подтверждавшие, что Левинсон жив. Осенью 2010 года от иранцев последовало предложение освободить Левинсона. Как говорят адвокат и родные Левинсона, госдеп отверг его, поскольку условия Ирана показались ему неприемлемыми. «Мы пускали в ход все средства, чтобы спасти Боба (Левинсона), — сказала Соломону бывшая сотрудница ФБР Робин Гриц, которая занималась делом Левинсона в 2009 году. — Но каждый раз, когда мы были близки к цели, Госдеп ставил нам палки в колеса». Госдеп саботаж этих попыток возмущенно отрицает.
«Усилия Дерипаски были довольно близки к успеху, — вспоминает бывший федеральный прокурор Дэвид Макги, представляющий родных Левинсона. — Нам как-то сообщили, что условия освобождения Левинсона обговорены Ираном и США и включают заявление тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, которое переведет стрелку с Ирана. В последний момент госсекретарь Клинтон решила не делать обговоренного заявления».
Операция Дерипаски успеха не принесла, но ФБР все равно его вознаградило. Осенью 2009 года он прилетел в Вашингтон со спецвизой, которую ему выхлопотали фэбээровцы. Пока на него не наложили санкции, с 2011 года он восемь раз въезжал в США с российским диппаспортом. Бывшие сотрудники ФБР подтвердили Джону Соломону, что насчет виз хлопотали они.
Попыток освободить Левинсона было немало. Я горевал по своему другу и был причастен к одной из них, которая обошлась неизмеримо дешевле, чем попытка Дерипаски, но тоже закончилась неутешительно.
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400