Беспамятство …Они ничего не забыли, но и ничему не научились Бисмарк

Великий канцлер имел в виду прусских юнкеров, но его слова как нельзя точнее рисуют руководителей Израиля, в последние 15 лет губящими еврейское государство. Пример …

Бегство бригад ЦАХАЛа из Южного Ливана в мае 2000 года по команде премьера Эхуда Барака, когда в течение трех ночных часов израильские подразделения покинули зону безопасности, которую охраняли почти 20 лет. Оно является непосредственной причиной военного и политического усиления «Хизбаллы», претендующей сегодня на государственную власть в Ливане.

А тогда боевики Партии Аллаха немедленно заняли все опорные пункты израильтян и армии христиан–маронитов, подобрали брошенную военную технику. Захватили в плен почти две тысячи солдат христиан, которые вместе с израильтянами противостояли «Хизбалле» эти 20 лет. Многих они потом и уничтожили. «Хизбалла» тогда вплотную подошла к границам собственно Израиля. Но и, кроме того, бегство ЦАХАЛа стало знаком для палестинских террористов: евреи боятся, надо начинать интифаду. Депутат Кнессета Меир Штрип заявил по радио: «В эти дни мне стыдно, что я израильтянин». Да и многие видные политики и военные Израиля до сих пор считают молниеносную операцию Эхуда Барака национальным позором. Известный журналист Зеэв Шиф заявил потом в газете «Гаарец», что бегство из Южного Ливана было страшным преступлением, которое повлекло за собой и другое, совершенное в конце января 2004 года.

Именно тогда, по условиям сделки с лидером «Хизбаллы» шейхом Хасаном Насраллой, премьер–министр Шарон за три трупа израильских солдат и живого наркодилера Танненбаума приказал освободить из тюрем 435 арабских террористов, вместе с их главарями, шейхом Обейдом и Мустафой Дирани, выдать 59 трупов ливанских террористов, предоставить все карты — формуляры минных полей, установленных ЦАХАЛом в бывшей зоне безопасности.

Эхуд Барак
Эхуд Барак

В силы исламского терроризма эта сделка влила два батальона хорошо обученных и опытных убийц, до предела разъяренных долголетним заключением. Они сразу же заявили, что с еще большим ожесточением будут бороться за уничтожение Израиля. А ведь захват каждого из сотен этих террористов доставался бойцам ЦАХАЛа нелегко, зачастую — ценой немалых потерь.

Между тем, шейх Насралла сразу же заявил на пресс-конференции в Бейруте: «Моя организация продолжит выполнять свою главную задачу — борьбу за уничтожение Израиля. Мы и дальше будем стараться похищать его солдат и просто граждан, потому что такая тактика позволяет освобождать «мучеников джихада». Мы говорим нашим шахидам: смело идите в новые бои, мы знаем верный путь к вашему освобождению, если вы попадете в руки евреев».

Но особенно выгодно, просто необходимо было лидерам «Хизбаллы» для превращения бывшей зоны безопасности в мощную фортификационную линию укреплений, получение израильских формуляров минных полей, которые были установлены в этой зоне. Владея такими документами, минеры, прибывшие из Тегерана, за две недели сняли или обезвредили сложную систему минно-взрывных заграждений, не позволявших приступить к фортификационному оборудованию зоны.

Их усилиям способствовало и то, что Эхуд Барак совершил тяжкую стратегическую ошибку, отдав в нетронутом состоянии 42 — километровую линию мощных фортификационных укреплений, которую израильтяне возвели в этой полосе за 18 лет. Взорван был лишь командный пункт в крепости Бофор.

Боевики «Хизбаллы» немедленно заняли ее и приступили к капитальной реконструкции, план которой был составлен тегеранскими военными инженерами. Они же и руководили работами, в которых широко использовались фортификационные элементы, изготовленные в Иране. Основное внимание в этих работах было обращено на поворот огневой системы с северного направления на юг, значительное заглубление опорных пунктов и соединение их подземными ходами на глубине не менее 8 метров. Но и, кроме того, «Хизбалла» оборудовала еще одну линию укреплений непосредственно перед границей с Израилем.

Основные узлы сопротивления были созданы в городах Бинт — Джабиль и Нагура в центре линии укреплений, чтобы не позволить прорыв израильтян на север и окружение подразделений «Хизбаллы». Оборонительные сооружения в этих городах, а также во всех населенных пунктах, через которые проходила линия обороны, создавались, как правило, в нижних этажах и подвалах жилых домов. Там же оборудовались заглубленные укрытия для реактивных пусковых установок и слипы для их выдвижения на позиции запуска снарядов.

В южных склонах горного хребта Антиливан, примыкающего к оборонительной полосе, были вырыты около сорока тоннелей, грунтовая толща над которыми превышала 15– 20 метров. Эти тоннели также снабжались слипами, позволявшими реактивным установкам большой мощности быстро выходить из тоннелей, а после залпа немедленно скрываться в укрытиях. Подходы к тоннелям прикрывались заграждениями, в том числе — минно-взрывными.

Главным оружием шиитской группировки, размещенным не только на фортификационной позиции, но и в примыкающих к ней населенных пунктах были и остаются реактивные системы залпового огня — типичное оружие массового поражения, бьющее по площадям на большие расстояния. Поскольку «Хизбалла» финансируется и оснащается Ираном, то и оружие получает от него же. Оно, кстати, изготовлено по российским лицензиям и является точной копией систем «Град», «Ураган» и «Смерч».

Летом 2006 года израильская разведка предполагала, что в распоряжении «Хизбаллы» имеется примерно пятьсот ракет средней дальности «Фаджр-3» и »Фаджр-5». Однако, по заявлениям лидеров «Хизбаллы», они располагали 12 тыс. реактивных снарядов. Четверть этого количества выпущена по Израилю, часть уничтожена бомбежками, но оставшиеся по-прежнему нацелены на города еврейского государства. Лидеры «Хизбаллы» считают именно их той силой, которая привела к поражению израильтян летом 2006 года.

Однако ракеты ракетами, но, похоже, слишком много просчетов и в действиях самих израильских войск. Однако эти просчеты — сущие мелочи в сравнении со стратегическими провалами командования ЦАХАЛа.

В центре Узи Арад
В центре Узи Арад

Узи Арад, в прошлом кадровый руководитель «Моссада», сказал журналистам: «За всю свою жизнь я ни разу не видел, чтобы решение о вступлении в войну принималось столь поспешно. Обычно мы подолгу анализировали обстановку». Генерал-лейтенант Дан Халуц, глава Генштаба Армии обороны Израиля, и его сотрудники, профессионально на много голов выше, чем Ольмерт, бывший мэр Иерусалима, и Перец, бывший профсоюзный босс. Однако крупнейшие просчеты в подготовке и осуществлении операции в Ливане на совести не только Ольмерта и Переца, но и руководства ЦАХАЛа.

В операции против «Хизбаллы» ЦАХАЛ имел шестикратное превосходство в живой силе, абсолютное — в бронетехнике и полное господство в воздухе. Почему же такие преимущества не были реализованы? Выясняется, что приказ о начале боевых действий против «Хизбаллы» был отдан раньше, чем в Генштабе составили план этих действий. И этот план, судя по всему, не был сосредоточен на выполнении основной задачи — полном и окончательном уничтожении боевиков и их вооружения.

Неприятным открытием явилось отсутствие полных и точных сведений о дислокации установок залпового огня и их позиционных районов. В связи с этим удары наносились только после того как установки открывали огонь. Спрашивается, чем же занимались «Моссад» и ШАБАК, их прославленная агентура? Где была авиационная и спутниковая разведки? Как действовали диверсионные отряды «Саерет Миткаль», если за месяц боевых действий они не захватили ни одной пусковой установки?

Вернемся, однако, на год от этой войны, когда произошла позорная акция изгнания еврейского населения из сектора Газы и ликвидация существовавших там еврейских поселений. Несмотря на активное сопротивление поселенцев в августе 2005 года, Газа была покинута. Палестинцы стали полными хозяевами ее територии. В сущности, повторился казус с уходом израильтян из буферной зоны Ливана в мае 2000 года.

Можно ли было премьеру Шарону предвидеть стратегические последствия этого события? Не только можно, но и должно: генерал-лейтенант с немалым боевым опытом, бывший начальник Генштаба. Тем более, предупреждений о стратегической ошибке, творимой им, было предостаточно. Уход израильтян из Газы опустил национальную безопасность еврейского государства на небывало низкий уровень. Ибо этот анклав, несмотря на относительно небольшую площадь — 378 кв. км — занимает важное геостратегическое положение, не только для военной безопасности Израиля, но и для агрессивных устремлений его врагов

Оценка значения сектора Газы для обороны Израиля дана еще в докладе Пентагона, датированном 10 июня 1997 года: «Благодаря своему географическому положению и конфигурации, сектор Газа служит удобным трамплином для вторжения арабских армий и развертывания террористической деятельности. Поэтому его удержание Израилем совершенно необходимо для сохранения его стратегической безопасности». Бывший глава военной разведки Израиля генерал-майор Шломо Газит: «Наш выход из Газы превратит ее в огромный военный лагерь, в который широким потоком будет вливаться оружие по морским, сухопутным и даже воздушным путям. Она же станет базой для производства вооружения. Но, кроме того, наша капитуляция придаст новый энтузиазм шахидам, она справедливо будет оценена ими как победа их борьбы».

Не менее профессиональную оценку ухода из Газы дал уволенный в отставку с поста начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Моше Аялон, который в своем первом гражданском интервью сказал: «… Если даже не принимать во внимание тяжких социальных и экономических аспектов планов Шарона по одностороннему размежеванию с Палестинской автономией, то, с точки зрения военной безопасности Израиля, уход из Газы и ряда анклавов Западного Берега является пагубной для Страны стратегической ошибкой…».

Пророчества эти оправдались полностью. Летом 2007 года в ходе четырехдневных ожесточенных боев с силами безопасности, подчиняющимися главе автономии Махмуду Аббасу, боевикам ХАМАСа удалось взять под полный контроль сектор Газа. Некоторые сторонники Аббаса капитулировали, часть бежала через границу на египетскую территорию, а большинство разбежалось, побросав оружие. Хамасовцы арестовали ряд высокопоставленных полевых командиров, руководителей служб безопасности и силовых структур ФАТХа.

И если до этих событий главным беспокойством для Израиля были спорадические обстрелы Сдерота ракетами типа «касам», то с воцарением в Газе ХАМАСа стратегическая ситуация в регионе ухудшилась катастрофически. Ибо «касамы» изготавливаются в кустарных мастерских, имеют дальность полета 6 — 7 км, прицельной точностью не обладают и заряд несут небольшой. Им на смену в Газу через открытую границу с Египтом пошла куда более серьезная техника иранского производства.

Собственно, не существует сомнений, что победа ХАМАСа в Газе стала возможна благодаря щедрой помощи, получаемой этой организацией из Ирана. Дополнительный свет на это пролил на днях один из помощников Абу Мазена — Баха Балуша, рассказавший в интервью германскому еженедельнику Der Spiegel о том, что ФАТХ в дни кровавых столкновений с ХАМАСом воевал практически голыми руками, тогда как ХАМАС получил достаточную военную и финансовую помощь из Тегерана. По словам Балуши, несколько тысяч боевиков ХАМАСа прошли в последние месяцы обучение в тренировочных лагерях на территории Сирии, Ливана и Ирана. Балуша отметил интересную деталь: боевиков ХАМАСа тренировали для борьбы не с израильскими «оккупантами», а со своими соплеменниками из ФАТХа.

Об иранской помощи ХАМАСу говорят и в соседних арабских странах. Глава египетского МИДа Ахмад Абуль-Гейт в интервью каирской газете «Аль-Ахрам» 20 июня прямо заявил о том, что именно Иран вдохновил ХАМАС на военные действия и насильственный переход власти в Газе в его руки. Обвинения главы египетского МИДа в адрес Ирана подтвердил 24 июня и глава разведки Палестинской автономии Тауфик Тирауи, заявивший, что Иран обеспечил снабжение ХАМАСа всем необходимым и был главной силой, сыгравшей деструктивную роль в монополизации власти в Газе.

Если правильно расставить акценты, то ливанская операция 2006 года — это первая израильско-иранская война. За «Хизбаллой» стоял Тегеран. Сегодня в полном разгаре подготовка второй войны. Ее театр готовится в Газе ХАМАСом при масштабной поддержке того же Тегерана. Причем лидеры ХАМАСа вполне адекватно используют тактику «Хизбаллы», примененную в Ливане. Они превращают территорию Газы в сплошной оборонительный массив, до предела насыщенный огневыми точками, подземными ходами сообщения, создают базы и арсеналы оружия, поступающего через Египет, но поставляемого Ираном. Это оружие, кстати, аналогично тому, что было использовано «Хизбаллой» против израильтян.

По данным «Моссада», на 1 июня текущего года, в Газе дислоцируется так называемая «гвардия шахидов», насчитывающая более 10 тыс боевиков, прошедших подготовку в лагерях Стражей исламской революции Ирана. Вторым эшелоном ХАМАСа является исламское ополчение — около 60 тысяч молодых мужчин, обученных и вооруженных за последний год. Но, и кроме того, в Газе более 7 террористических организаций, практикующих самоубийственные теракты. В общей сложности, как считает израильская разведка, уже сегодня ХАМАС располагает вооруженными подразделениями, численностью до 80 тыс бойцов.

В свете таких данных поистине смехотворной является практика точечных ударов, в лучшем случае завершающихся гибелью нескольких боевиков. Это просто комариные укусы для многотысячной армии ХАМАСа. Но, что уж вовсе не смешно, а кошмарно — так это порочная политика двух Эхудов — Барака и Ольмерта, которые передали ХАМАСу 5 батальонов, укомплектованных опытными террористами, у которых руки по локоть в крови евреев, за что они и сидели в израильских тюрьмах. Вот уж из кого сформирована элита гвардии ХАМАСа, которая будет сражаться с израильтянами ожесточенно и бескомпромиссно!

Но ведь все это уже было. Была и передача важнейшей зоны, был просчет, допустивший ее превращение в мощный оборонительный район. И передача сотен террористов заключенных — для усиления вероятного противника, тоже имела место несколько лет назад. И вот сегодня израильское руководство снова и снова наступает на те же грабли. Воистину, ими владеет порочное и страшное беспамятство.

Сегодня в истории Израиля наступил едва ли не самый драматический момент. Он должен сделать исторический выбор. Либо — хрупкий мир в обмен на фактический демонтаж всей системы военной безопасности, без всяких твердых гарантий от нового нападения. Либо сохранение этой, оправдавшейся за более чем полвека системы, но с угрозой все той же новой войны.

В капитальном труде Биньямина Нетаниягу «Место под солнцем» есть справедливые, но горькие слова: «Из-за недостаточной геостратегической осведомленности людям на Западе трудно понять, что в результате потери всего нескольких километров положение Израиля может стать катастрофическим. Наши былые победы заставляют их забыть, что первое же поражение Израиля станет последним его поражением».

Марк ШТЕЙНБЕРГ

3

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора