Комета судьбы Аллы Назимовой

Ее творческая карьера на первый взгляд может показаться идеальным воплощением американской мечты. Невысокая, хрупкая актриса русского МХАТа стала звездой бродвейских театральных шоу, самой высокооплачиваемой актрисой голливудской киностудии «Метро Голдвин Майер». Она финансировала собственные проекты и играла, естественно, главные роли, при этом контролировала буквально все — от сценария до подбора актеров на второстепенные роли. Недоброжелатели завидовали ее энергии и таланту, остальные — боготворили. Ее называли второй Элеонорой Дузе, а Теннеси Уильямс, еще студентом видевший ее в «Привидениях» Ибсена, признавался: «Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать».

Алла Назимова родилась 22 мая 1879 года в Ялте в семье зажиточного аптекаря Якова Левентона и домохозяйки Сони Горовиц. Настоящее ее имя — Аделаида Левентон. Она была третьим ребенком в семье. В раннем детстве все ее звали Адель, но мама решила, что имя Алла более подходит ее дочери.

Позднее семья переселилась в Швейцарию. Маленькая Алла рано проявила талант к занятиям музыкой и в 7 лет уже училась игре на скрипке. После развода родителей и повторного брака отца семейство возвратилось в Ялту. В России у Аллы проявился драматический талант. В отсутствие отца, который не разделял пристрастия Аллы и был очень суров, она пробиралась в его аптеку и развлекала служащих и клиентов.

Когда Алле исполнилось пятнадцать, Яков Левентон отправил ее в Одессу для дальнейшего обучения музыке. После смерти отца Алла юридически была поручена заботам старшего брата, который препятствовал ее желанию учиться театральному искусству в Москве. Наконец, когда девушке исполнилось семнадцать, он смягчился, и Алла оказалась в Москве. Здесь она поступила в актерскую академию и училась в ней три года.

Учеба начинающей актрисы проходила в уникальный период: два талантливых деятеля русского искусства — Станиславский и Немирович-Данченко — организуют Московский Художественный театр, на сцену которого и попадает молодая актриса. Прочитав роман «Дети улиц», Алла в качестве театрального псевдонима взяла себе фамилию главной героини романа Надежды Назимовой.

После неудачного любовного романа Назимова покидает МХАТ, играет в театрах Кисловодска и Костромы. Там, в Костроме, она влюбляется в легенду театра Павла Орленева. В 1904 году их труппа получила разрешение на турне по Европе и отправилась в Берлин. Оттуда они переехали в Лондон, исполняя пьесы Горького и Чехова, а звездой сцены была именно она, Алла Назимова.

После успешного выступления в Лондоне Назимова, Орленев и часть труппы были приглашены в Нью-Йорк. И здесь игра Назимовой была высоко оценена критиками. Несмотря на успехи Орленева на российской сцене, за рубежом обратили внимание не на него, а на яркую игру Аллы Назимовой. Она подписала контракт с одним из нью-йоркских театров и осталась в Америке, а остальные актеры вернулись в Россию.

Для начала Алле пришлось изучать английский язык. 13 ноября 1906 года в театре «Принцесс» состоялся дебют англоязычной актрисы Аллы Назимовой в одной из лучших ее ролей — Гедды Габлер. Театральный Нью-Йорк был покорен, газеты писали, что эта «хрупкая русская превзошла всех нынешних любимцев публики». Большинство ибсеновских пьес, принесших ей заслуженную славу, «русская Дузе» играет в театре на 39-й улице, названном ее именем. Параллельно театру Алла Назимова увлеклась кино и вскоре стала одной из самых известных актрис Америки.

Не обстоятельства управляли ее судьбой — она сама. Игра Назимовой и фильмы, ею снятые, — прежде всего «Саломея», — вошли в историю кино как дерзкий эксперимент прививки европейского искусства американскому коммерческому «дичку», и не вина актрисы, что этот эксперимент провалился. На фоне других образов прошлого — Кабирии, Клеопатры, Королевы Атлантиды — ее Саломея выделяется не только мастерством изобразительного решения, но и идейной трактовкой. Этот шедевр Назимовой дал вдохновение целой череде римейков классического сюжета.

В конце 1920-х годов Назимова оставила кинематограф, чтобы полностью посвятить себя сцене, но в начале 1940-х по финансовым причинам снова вернулась в Голливуд, где играла роли второго плана вплоть до 1944 года, и затем вновь покинула цитадель кинозвезд ради работы на театральной сцене. Она вернулась на подмостки Нью-Йорка, гастролировала в Лондоне и Париже. В ее репертуаре были чеховский «Вишневый сад», тургеневский «Месяц в деревне», «Призраки» ее любимого Ибсена, а также Бернард Шоу, Юджин О’Нил…

Русская американка Алла Назимова умерла 13 июля 1945 года в Лос-Анджелесе, в госпитале «Гуд Самаритэн», от коронарного тромбоза. Ей было 66 лет. В ее честь на голливудской Аллее славы красуется именная звезда.

Еврейский журнал

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора