Израиль второй раз в течение года идет на выборы. Даже для этой страны, где до конца каденции не удается усидеть ни одному правительству, ситуация небывалая. «Ликуду» во главе с премьером Биньямином Нетаниягу не удалось сформировать правящую коалицию, несмотря на очевидный успех, достигнутый партией на выборах 9 апреля нынешнего года, — 35 мандатов (почти 30% парламентских мест).
Провалу было множество веских причин, но основным препятствием стала принципиальная позиции партии «Наш дом Израиль»( НДИ) Авигдора Либермана, которая отказалась войти в правительство на условиях ультраортодоксов. Это упорство удивило в Израиле (да и за рубежом) многих, если не всех. Обычно коалиционные споры ведутся за министерские портфели. НДИ со своими всего пятью мандатами получала из рук Нетаниягу все — включая второй пост в правительстве: должность министра обороны. Но Либерман не соблазнился и не прогнулся.
Когда шок прошел, и в прессу просочились некоторые подробности намечавшихся коалиционных соглашений, особенно перед ультраортодоксальными партиями, стало ясно, что НДИ предотвратила создание правительства религиозного диктата. Опросы общественного мнения показывают сегодня взрывной рост популярности НДИ среди израильтян — причем, не только русскоязычных, которые составляли основной электорат НДИ.
Между тем, Либерман взорвал новую политическую бомбу. Две недели назад он заявил, что условием присоединения его партии к будущей коалиции станет создание после следующих выборов чрезвычайного правительства национального спасения, в которое войдут вместе с НДИ «Ликуд» и «Кахоль-лаван», то есть партии, представляющие интересы абсолютного большинства израильтян.
Какими мотивами руководствуется Либерман, настаивая на этом необычном шаге (а в том, что он будет добиваться своего до конца, теперь никто не сомневается), — рассказывает сам лидер НДИ.
Идея создания чрезвычайного правительства национального спасения, опирающегося на подавляющее большинство населения страны, вызвала гнев в крупнейших партиях, каждая из которых претендует на руководство страной под своим началом («Ликуд» и «Кахоль-лаван»), и панику среди ультраортодоксов и радикалов — как правых, так и левых, — которым в таком правительстве места не будет. Между тем, это единственный продуктивный путь выхода из тупиковой ситуации, в которой оказалась страна.
Здесь — основные факторы создавшегося положения, их последствия и необходимые шаги для преодоления возникших опасностей.
- НДИ сменил курс?
— Нет. НДИ собирается изменить курс страны, а позиция партии остается неизменной. 15 мая, в разгар коалиционных переговоров, я на своей странице в Facebook заявил, что являюсь сторонником правого правительства, а правительство национального единства легитимно только в случае чрезвычайного положения в безопасности или экономике — когда надо спасать страну. Сегодня надежд на первое нет, а опасность второго есть. «Ликуд» не собирается формировать правое правительство. Он намерен создать правительство религиозного диктата и спасения Нетаниягу. А состояние страны близко к чрезвычайному.
- Почему именно сейчас?
— Страна на пороге экономического кризиса. Он вызван гигантским бюджетным дефицитом. Его истинные размеры тщательно скрываются премьер-министром и министром финансов Моше Кахлоном — основными виновниками растраты. По оценкам специалистов, дыра в бюджете составляет от 50 до 70 млрд. шекелей.
Следующему правительству придется проводить болезненные сокращения бюджетных расходов. Будут заморожены и прекращены не только социальные выплаты, но и программы развития, инфраструктурные проекты. Неизбежно повышение налогов, что приведет к снижению деловой активности, банкротству многих бизнесов, безработице, росту цен. Все это существенно отразится на благосостоянии граждан, в первую очередь — социально слабых слоев и среднего класса — основы экономики страны.
Налицо также кризис военной стратегии. Капитулянтская политика нынешнего правительства по отношению к ХАМАСу и «Исламскому джихаду» в Газе подорвала самый значимый фактор безопасности государства — силу сдерживания. Террористы, как на юге, так и на севере, потеряли страх перед мощью ЦАХАЛа, они осмелели и обнаглели. У них появилась надежда силой одолеть Израиль, который боится воевать и предпочитает покупать тишину на своих границах выплатами, поставками и уступками. Такое трусливое поведение провоцирует активность наших врагов — не только террористических организаций, но и стран, в частности, Ирана. Если ситуацию — и в области экономики, и в области безопасности — не изменить уже сейчас, последствия могут быть самыми катастрофическими.
- Почему ни «Ликуд», ни «Кахоль-лаван» не смогут вывести страну из кризиса в одиночку?
— Обе крупнейшие партии не в состоянии обеспечить себе большинство в Кнессете самостоятельно. Их сегодняшний результат — по трети парламентских мест у той и другой — электоральный потолок. Каждая из них вынуждена формировать правящую коалицию, опираясь на партнеров, которые и будут диктовать им политику. Для «Ликуда» это — ультраортодоксальные партии и правые религиозные радикалы типа Смотрича и Бен-Гвира. Для «Кахоль-лаван» — те же ультраортодоксы и левые радикалы из МЕРЕЦа и «Аводы» плюс арабы.
Это означает, что ни одна из сегодняшних крупнейших партий, формируя коалицию, не сможет вывести страну из кризисного положения. Обеим партиям придется опираться на ультраортодоксов (о чем лидеры каждой из них уже заявили открыто). То есть неизбежные для любого правительства — во главе с «Ликудом» или «Кахоль-лаван» — меры жесткой экономии ни в коей мере не коснутся харедим. Так что грядущие бюджетные сокращения и увеличение налогового бремени лягут на большинство израильтян — светское население, средний класс и социально слабые слои.
И «Кахоль-лаван», и «Ликуду» придется покупать благосклонность не только у харедим, но и у арабов. Те тоже не скрывают своих аппетитов: за свою поддержку они потребуют многомиллиардных вложений в арабский сектор Израиля и «продвижение мирного процесса» с палестинцами. То есть капитулировать перед врагами не так скрытно, как сейчас, а уже в открытую.
Предпринять шаги вывода страны из обоих кризисов в интересах большинства населения окажется в состоянии лишь правительство, опирающееся на это большинство и зависимое только от него. При сегодняшнем раскладе электоральных сил такое правительство могут сформировать НДИ, «Ликуд» и «Кахоль-лаван» вместе.
Лишь тогда они (или здравые силы в них) смогут не быть зависимыми ни от ультраортодоксов, ни от прочих религиозных радикалов, вроде апологета государства Галахи Бецалеля Смотрича и экстремиста Итамара Бен-Гвира, ни от арабов, ни от отмороженных леваков типа Тамар Зандберг из МЕРЕЦа или Став Шафир из «Аводы».
Лишь в этом случае это правительство сможет выполнить миссию, для которой оно и будет создано: вывести страну из кризиса и даже, возможно, предотвратить его.
- Зачем им НДИ?
Проблема в том, что вместе «Ликуд» и «Кахоль-лаван» по доброй воле не сядут. Никто из них не отдаст другому пальму первенства в будущем правительстве. «Ликуд» не готов присоединяться к коалиции, которую возглавляет не он. «Кахоль-лаван» не готов сидеть в правительстве, возглавляемом Нетаниягу.
Сами — нет. А если другой возможности оказаться у власти не будет, — да. Значит, надо обеспечить им эту возможность, вернее — НЕвозможность прийти к власти по отдельности и — либо действовать в интересах ультраортодоксов и правых радикалов, как «Ликуд», либо — в интересах ультраортодоксов и левых радикалов с арабами, как придется «Кахоль-лавану».
В этом и заключается наша идея: не оставить им другого выхода.
Если у партии НДИ будет достаточное количество мандатов, чтобы ни «Ликуд», ни «Кахоль лаван» не могли создать коалицию без нее, она и станет тем противовесом, который заставит обе крупнейшие партии соединиться в одной коалиции и создать чрезвычайное правительство национального спасения. Независимо от их отношения друг к другу, к лидерам той и другой партии. Не по любви, а по необходимости. Выбор у них будет стоять так: либо оказаться в оппозиции, либо прийти к власти вместе — и сообща выводить страну из тупика.
Даст ли это шанс на власть левым?
- Наоборот: идея правительства национального спасения на основе двух крупнейших партий и НДИ лишает левых этого шанса. Даже если «Кахоль-лаван» во главе с Ганцем или каким-либо другим лидером получит на выборах наибольшее число мандатов, он не сможет сформировать левое правительство. Ему придется создавать коалицию с «Ликудом» и НДИ — без МЕРЕЦа, «Аводы», ультраортодоксов и арабов.
Это гарантия от левого разворота страны — более надежная, чем та, которую мог бы обеспечить «Ликуд» в альянсе с ультраортодоксами. Напомним: решение о выходе из Газы принимало правое правительство «Ликуда», а при утверждении «соглашения Осло» партия ультраортодоксов ШАС воздержалась, дав ему пройти.
- Станет ли правительство национального единства препятствием правому курсу страны?
-Напротив. В сегодняшнем политическом раскладе правый лагерь оказался заложником ультраортодоксов и ультраправых религиозных экстремистов. Коалиция большинства позволит здоровым правым силам избавиться от зависимости от клерикалов.
Более того, созданию широкой коалиции будет предшествовать выработка совместной политической платформы по важнейшим вопросам жизни страны и направлений деятельности будущего правительства его основными участниками — «Ликудом», «Кахоль- лаваном» и НДИ. Учитывая состав и соотношение сил в предполагаемой коалиции, можно не сомневаться, что эта платформа будет строиться на правых позициях.
- Что для этого нужно?
-Чтобы партия НДИ могла осуществить идею создания правительства национального спасения, она должна получить такое количество мандатов в будущем Кнессете, которое не позволит формирование коалиции без нее, кто бы ни победил в выборной гонке. Это — в руках избирателя.
Авигдор ЛИБЕРМАН, глава партии НДИ
Вряд ли он получит столько мандатов, чтобы командовать парадом. Один раз, правда, НДИ получила — 15 мандатов, и это был Звездный час этой партии.
Дико извиняюсь:
Все будет имеено так, но с одним условием: «Черноморск будет сделан вольным городом»!
Не понимаю и не верю 🙁
Волнения по поводу того, что «думает» Либерман, собственно и являющийся этой самой НДИ, никому в Израиле, за исключением некоего процента ментально «русских», уже никого не волнует. В правом лагере безусловно.
После трех вынужденных перевыборов, по его личной вине, он сам сделал себя политически бесполезным даже для левого лагеря.
Совершенно верно.
Он обуреваем ненавистью к Нетаниягу, в таком состоянии даже холодильник выбросит из окна.