Не спросит Он какой имела дом,
Но спросит как жила ты в доме том.
Двора Левитина
Есть портрет женщины работы Крамского с аналогичным названием. Однако сейчас я пишу о героине Торы, имя которой не упоминается. Ее называют женой Она бен-Пелета. В чем дело? Почему она не заслужила даже имени? Хотя я думаю, построенный ею дом в Высших мирах, в котором она обитает вместе со спасенным ею мужем, назван ее именем. Я в высшие мира заглянуть не решаюсь, так что довольствуюсь своим воображением.
Впрочем, как было дело?
В еврейском народе зрел бунт во главе с Корахом. У него было немало достоинств. Умный, богатый и знатный человек, которому доверили нести Ковчег, двоюродный брат самого Моше рабейну, предок мудрого и бескорыстного пророка Шмуэля — таким был Корах. При этом он обладал единственным недостатком. Корах стремился стать лидером и буквально жаждал власти. Моше и Аарон были его полнейшей противоположностью: они изначально не были заинтересованы в лидерских полномочиях, и Сам Всевышний «подтолкнул» их к исполнению аналогичных обязанностей.
В Притчах царя Соломона сказано: «Мудрая жена строит дом свой, а глупая разрушает его своими руками» (Мишлей 14:1). В мидраше приводится пример того, как этот принцип был реализован в дни бунта. Жена Кораха постоянно настраивала мужа против Моше и Аарона, обвиняла их в узурпации власти, в неравноправии и других мнимых грехах. Неудивительно, что ее слова упали на благодатную почву.
Среди бунтовщиков был человек по имени Он, сын Пелета. Ему, слава Б-гу, досталась мудрая супруга. Когда Он вернулся домой и сообщил о намерениях Кораха, жена тотчас воспротивилась: «Что тебе с того, кто будет лидером, Моше или Корах? Ты все равно останешься на вторых ролях». Ее аргументация не подействовала. Он бен-Пелет пояснил, что он дал клятву присоединиться к заговорщикам, и скоро они придут за ним.
Тогда женщина пошла на хитрость. Она напоила мужа вином, и он вскоре заснул. Раши объясняет, что супруга Она прекратила спорить и пошла на этот шаг по очень простой причине. Данная ее мужем клятва была действительна только в том случае, если он услышит голоса бунтовщиков. А какой спрос с нетрезвого спящего человека? Докричаться до него — задача невыполнимая.
Убедившись, что муж спит, жена Она вымыла голову и села с распущенными волосами возле двери. Вскоре возле дома появились сообщники Кораха. Они начали вопить: «Он бен-Пелет! Он бен-Пелет!», но тщетно. Наш герой спал сном младенца. Тогда бунтовщики распахнули дверь, увидели жену Она с непокрытой головой и смущенно удалились. Так мудрая женщина спасла своего супруга.
Что поразило меня на этот раз? Не то что женщина спасла мужа. Это я знаю уже 25 лет. А то как она это сделала. Она поняла, что мужа подвигают к греху не идеологические заблуждения, а то что он не хочет нарушить слово. Спасая ему жизнь, женщина не хочет, чтобы ее муж запятнал свои уста ложью. Пусть даже, высказанной злодеем. Кроме того, если бы даже злодеи победили, у него бы была отговорка «пьяный муж ни за что не отвечает». Как говорят у нас в Грузии, только похмелье является настоящей мужской уважительной причиной.
Ради спасения мужа она садится у входа в шатер с распущенными волосами и заглянув шатер бунтовщики убегают как ошпаренные. Наверное, в тот момент это было более запрещено, чем сегодня разгуливать в бикини. Все бунтовщики будут жалеть Она бен-Пелета что у него такая нескромная жена. Она также привела Моше Рабейну в дом, чтобы муж перед ним извинился. Кроме того, она силой молитвы переспорила небесный суд, когда кровать мужа ехала прямо в ад. То, что не названо ее имя, так она видно не хотела возвышаться в этом мире за счет унижения мужа. Я потому порвал свою рукопись повести о раве Ицхаке Зильбере, что на его фоне мы получались не такими уж яркими, а не было бы ничего неприятнее для него, чем возвышаться за счет других, как сказала мне его дочь Хава Куперман.
Кстати, прием с похмельем я использовал в Тбилиси 25 лет тому назад в рассказе «Похмелье Габриэля»:
Существуют люди, из еврейской традиции нам известны примеры, к имени которых любовно добавляют слово «маленький». Обычно, речь идет о людях невысокого роста или чрезвычайной скромности. Один от природы получает рост, другой богатство, третий еще что-то, но есть качества, которые человек может выработать только сам. В первую очередь, умение довольствоваться тем, что у него есть -это проявление истинной веры в Творца, который лучше меня знает, что мне нужно.
Как-то он был у меня в гостях. У нас сидели девочки, разговаривали. Вдруг, говоря с одной из них, Габриэль прибавил: «Ты ведь такая нежная». Ломаный русский язык и невероятная доброжелательность произвели неотразимый эффект. Девочка, которую назвать нежной очень трудно, как по габаритам, так и по характеру, улыбнулась в ответ такой нежной улыбкой, какую я раньше у нее никогда не видел. Она как будто даже похудела.
Я вспомнил рассказ Чехова о суде над каторжником. Его адвокат встает и пятнадцать минут непрерывно повторяет: «господин судья, господин судья». На пятнадцатой минуте судья кидает в адвоката чернильницу. «Вот видите, — говорит последний, — а что вы хотите от моего подзащитного? Его всю жизнь называют разбойником». После этих слов суд присяжных оправдал подсудимого. Может быть, если мы станем чаще говорить друг другу приятные слова, мир, и правда, станет лучше.
Аналогичный случай произошел в ешиве, когда Габриэль попросил самого нелюбезного мальчика, чтобы он помазал ему хлеб маслом, добавив при этом такое, что все чуть не упали со стульев. И что же? Мальчик сделал это и с большой радостью.
Однажды, рассказывает мой брат, во время игры в футбол, какой-то двухметровый детина толкнул Габриэля. Тот улетел в канаву. Все закрыли глаза, не ожидая увидеть его живым. Вдруг, он выскакивает из канавы и бежит к тому извиняться.
А теперь последняя история, ради которой, собственно говоря, и начат этот рассказ. Мы с Габриэлем справляли в Тбилиси еврейский праздник. Праздник длился два дня. И Габриэль переживал: что завтра сказать на работе, чтобы не пришлось нарушать йом тов. «Принесу бюллетень, что болен, — предложил он. — Хотя нет, они знают, что у меня родственница врач, и не поверят. Еще снимут с работы. Черт с ними, пусть снимают, все равно не пойду!»
Я сказал: «Габриэль, давай выпьем. Завтра придешь на работу и скажешь, что у тебя сильное похмелье». Сказано — сделано. На следующий день он явился на работу в сильном похмелье. «У нас был праздник», — заявил он. Надо знать грузин: справкам о болезни они не верят, считая, что настоящие мужчины не болеют, и, зная, что любую справку можно купить или получить по знакомству. Но выпивать — настоящее мужское занятие. Поэтому была срочно вызвана замена, а Габриэля послали домой, что еще раз доказало: в службе Творцу самые короткие пути — прямые.