«Дети за отцов не отвечают», — утверждали каратели во времена сталинских репрессий, расстреливая отцов, бросая матерей в лагеря и отправляя детей «врагов народа» в интернаты.
Каждый человек — отдельный мир, и каждый в ответе лишь за свои поступки. Почему же после греха золотого тельца в Торе говорится, что дети могут быть наказаны за грехи отцов: «Всевышний милосердный… помнящий добрые дела отцов тысячам поколений их потомков… припоминающий грех отцов их детям и внукам, третьему и четвертому поколению» (Шмот, 34:7–8)? Это место часто упоминается как иллюстрация того, что милосердие Всевышнего преобладает над Его стремлением к справедливости так же, как «тысячи» преобладают над «тремя-четырьмя». Потому и сотворенный по образу и подобию Творца человек должен стремиться, чтобы доброта стала главной, преобладающей чертой его характера.
Однако сама идея о том, чтобы дети отвечали за грехи отцов, кажется нам несправедливой.
Как-то я присутствовал на радостном событии — выпускном вечере иешивы «Мир» в Бруклине. Мой сын сидел там среди выпускников, а я — среди родителей, и оба мы с удовольствием слушали слова главы иешивы рава Гершеля Золтого, удивительно доступно объяснявшего тонкие темы Торы. «Главное, что мы стремились воспитать в наших учениках, это «Ахават Исраэль» — любовь к своему народу, Торе и Земле Израиля, — обратился к нам рав Золтый. — Наш народ был изгнан из Земли Израиля из-за греха злословия и удостоился возвращения на землю отцов, преодолев этот грех. Описывая многочисленные законы чистоты речи, рабби Исраэль Меир Коган пишет в своей книге «Хофец Хаим»: для того чтобы преодолеть желание сказать дурное о другом человеке, нужно укрепить в себе любовь к людям — «Ахават Исраэль». Любящий человек не замечает недостатков в любимом и даже видя в нем что-то негативное, все равно оправдает его, интерпретируя увиденное положительно, в благожелательном свете».
После Исхода из Египта евреи совершили два главных проступка: грех золотого тельца и грех разведчиков. И дважды Моисей молил Всевышнего о прощении, заступаясь за свой народ. И если после греха золотого тельца Моисей просил Всевышнего вспомнить о заслугах отцов, то почему после греха разведчиков он даже не упоминает об этом?
«Из-за греха разведчиков евреи потеряли заслуги отцов! — объясняет Рамбан. — Авраам шел в страну Израиля по слову Всевышнего, и отцы народа любили эту землю, не видя в ней недостатков. Однако разведчики увидели в земле Израиля недостатки и оклеветали эту землю. Заплакав, евреи выразили свое согласие с разведчиками и показали, что потеряли любовь к Земле Израиля, свернули с дороги отцов и потому потеряли их заслуги».
— Но ведь заслуги отцов никуда не исчезли, почему же Моисей не мог просить Всевышнего простить евреев во имя этих заслуг? — спросил я друзей во время субботнего обсуждения этой темы. — Представьте себе богатого бизнесмена, внук которого нуждается в деньгах. Разве не может он, даже не участвуя в бизнесе своего деда, получить деньги с его счета?
— Заслуги отцов — это не что-то внешнее, — ответила уважаемый автор газеты «Еврейский Мир» София Гандлер. — Добрые качества отцов продолжают жить в душах детей. Потому все то время, что дети идут по дороге отцов, они обладают заслугами отцов. И если сворачивают с этой дороги, то теряют и заслуги.
Очевидно, что верно и обратное. Преступник является примером подражания для своих детей, которые, впрочем, обладают свободой выбора. Если пойдут по пути отцов-преступников, то наказание постигнет их за укоренившееся на протяжении поколений в их душах зло. Если же, несмотря на воспитание отцов, они найдут в себе силы свернуть с пути преступлений, то отделят себя от зла предыдущих поколений.
Итак, дети отвечают за грехи отцов лишь в том случае, если продолжают грешить, подобно отцам. И, конечно же, дети, идущие по пути своих праведных отцов, удостоятся их заслуг — добрые качества отцов помогут детям совершать добрые дела и удостаиваться награды за свои поступки.
Художник Алекс ЛЕВИН