Христианство находится на грани полного исчезновения
там, где оно некогда зародилось
Раймонд Ибрагим
Христианство находится на грани полного исчезновения там, где оно некогда зародилось, включая и Вифлеем (на фото). По словам адвоката и исследователя Юстуса Рейда Вейнера, «систематическое преследование арабов христиан, живущих в районах, подконтрольных Палестинской Администрации, сталкивается с почти абсолютным замалчиванием со стороны международного сообщества, правозащитников, СМИ и неправительственных организаций … И поскольку у арабов христиан нет ни голоса, ни защиты, не приходится удивляться их массовому бегству» (фото: Даниэль Кэйс, проект Wikimedia Commons).
Христиане подвергаются унижениям и преследованиям на всём пространстве исламского мира, однако о бедственном положении христиан в районах, находящихся под властью палестинской администрации, мы, как правило, ничего не знаем.
Тем не менее, эта проблема куда как серьёзна. Правозащитная группа Open Doors, отслеживающая притеснения христиан, отмечает, что христиане Палестинской Автономии страдают от «высокого» уровня преследований, источником которого, является «исламское угнетение»:
«Больше всего достаётся тем, кто переходит в христианство из ислама. Им и вовсе не безопасно появляться в церквях. В районах Иудеи и Самарии, находящихся под контролем Палестинской Администрации, они живут в условиях постоянного страха и подвергаются сильному давлению, в Газе же (где правит ХАМАС – прим. переводчика) их положение настолько опасно, что они вынуждены хранить свою веру в строжайшей секретности… При этом влияние радикальной исламской идеологии непрерывно возрастает, и исторические церкви вынуждены быть всё более дипломатичными в своём подходе к мусульманам».
В то время как сообщения о преследовании христиан регулярно поступают из разных регионов с мусульманским большинством по всему миру: Пакистана, Египта, Нигерии и т.д., о гонениях на христиан, живущих под властью Палестинской Администрации, мы почти ничего не слышим.
В чём же причина? Неужели их преследуют меньше, чем в других мусульманских регионах мира? Или же это связано с их проживанием в эпицентре множества ожесточённых медийных и политических споров?
Новый доклад «Преследование христиан в Палестинской автономии», подготовленный д-ром Эди Коэном и опубликованный в конце мая Центром стратегических исследований «Бегина-Садата», во многом отвечает на эти вопросы.
Прежде всего, в нём задокументированы свидетельства трёх недавних примеров преследования христиан, ни один из которых не был освещён в так называемых «ведущих СМИ»:
«Первый инцидент произошёл 25 апреля, когда испуганные жители христианской деревни Джифна около Рамаллы … подверглись нападению со стороны вооружённых мусульман … после того, как женщина из деревни подала жалобу в полицию на то, что сын известного деятеля ФАТХа напал на её семью. В ответ десятки боевиков ФАТХ ворвались в деревню, выкрикивая проклятия, они расстреляли сотни пуль в воздух, бросили несколько зажигательных бомб и нанесли серьёзный ущерб общественной собственности. Чудом дело закончилось без убитых и раненых …»
«Второй инцидент случился ночью 13 мая. Вандалы ворвались в церковь общины маронитов в центре Вифлеема, осквернили её и украли дорогостоящее оборудование, принадлежащее церкви, включая камеры наблюдения».
«Три дня спустя настала очередь англиканской церкви в деревне Абуд к западу от Рамаллы. Вандалы пробили забор, разбили окна церкви и ворвались внутрь. Они осквернили её, искали ценные вещи и украли много оборудования».
«Маронитская церковь в Вифлееме, судя по информации, указанной на её странице в Facebook, уже шестой раз подвергается актам вандализма и воровства. В 2015 году она была подожжена. Из-за серьёзного ущерба, нанесённого пожаром, церковь была вынуждена закрыться на длительное время».
Все эти три нападения, случившиеся в течение всего лишь трех недель, вписываются в одну и ту же схему насилия, сопутствующую жизни христиан в других регионах с мусульманским большинством. На фоне регулярных осквернений и грабежа церквей, мусульманские толпы с возмущением обрушиваются на христианское меньшинство всякий раз, когда то, рассматриваемое мусульманами, в качестве «зимми» (то есть людей лишённых большинства гражданских прав, от которых, как правило, ожидают благодарности просто за то, что их вообще терпят) осмеливается выступать за свои права. Собственно, так это и произошло в христианской деревне Джифна 25 апреля:
«Нападавшие потребовали от жителей [христиан] платить джизью — подушный налог, который взимался на протяжении всей истории с немусульманских меньшинств под исламским правлением. Так, недавними жертвами такого подхода стали христианские общины Ирака и Сирии, оказавшиеся под властью ИГИЛ».
Более того, как это часто происходит, когда мусульмане атакуют христиан в исламских странах, «несмотря на то, что жители [христиане Джифны] взывали о помощи», «полиция Палестинской Администрации в ходе беспорядков не вмешивалась. Полиция также не стала арестовывать подозреваемых». Аналогично «ни один подозреваемый не был арестован» и в ходе двух нападений на церкви.
Короче говоря, христиане в Палестинской Автономии страдают от тех же самых преследований, включая нападения на церкви, похищения людей и насильственные обращения в ислам, как и их единоверцы в десятках мусульманских стран. Разница, однако, заключается в том, что преследование христиан в Палестинской Автономии «не освещается в СМИ». Более того, как указывает в своём отчёте Коэн, «во многих случаях власти автономии накладывают полный запрет на публикацию»:
«Единственная вещь, которая интересует Палестинскую администрацию — это, чтобы подобные события не попали в СМИ. ФАТХ регулярно оказывает сильнейшее давление на христиан, чтобы те не сообщали об акциях насилия и вандализме, от которых они регулярно страдают, поскольку подобная информация способна нанести ущерб имиджу властей автономии, показав их несостоятельность в защите жизней и имущества христианского меньшинства под их властью. Ещё меньше Палестинская Администрация хотела бы заслужить репутацию радикальной структуры, преследующей религиозные меньшинства. Ведь подобный образ может повредить отношению со стороны международного сообщества, и, прежде всего, негативно повлиять на продолжение получения европейской помощи».
Разумеется, в замалчивании вопиющей ситуации с христианами, играет роль и то, что те же самые СМИ регулярно изображают палестинских мусульман жертвами несправедливой агрессии и дискриминации со стороны Израиля. Подобный нарратив оказался бы серьёзно подорван, узнай международное сообщество о том, что сами палестинские мусульмане преследуют других арабов исключительно из-за религии. Очевидно, было бы куда сложнее вызывать сочувствие в отношении якобы угнетённых мусульман, когда бы стало известно, что они-то как раз сами и притесняют меньшинства в своей среде.
Чувствительные к этим нюансам «чиновники Палестинской Автономии оказывают давление на местных христианин, чтобы те не смели сообщать о подобных инцидентах, угрожающих разоблачить Палестинскую Администрацию и показать, что она является всего лишь ещё одним ближневосточным режимом, придерживающимся радикальной исламской идеологии», — указывает Коэн в другом своём докладе.
«Властям автономии куда важнее не допустить того, чтобы информациях о подобных инцидентах просочилась в СМИ, нежели арестовать тех, кто совершает нападения на христиан. И следует заметить, власти автономии очень успешны в этом направлении. Действительно, лишь несколько мелких локальных СМИ написали о последних нападениях. Основные же международные СМИ полностью их проигнорировали».
Примечательно, что схожая ситуация наблюдается и в отношении мусульманских беженцев. В то время как западноевропейские политики и СМИ представляют их как преследуемых, угнетаемых и нуждающихся в поддержке, сами мусульманские мигранты регулярно преследуют и притесняют христианские меньшинства в своей среде, терроризируя их в лагерях беженцев или попросту топя в Средиземном море». Но об этом ведущие СМИ предпочитают молчать.
Так или иначе, но судя по всему, как бы это не показалось печальным и символичным, христианство оказалось на грани полного исчезновения, там, где оно некогда зародилось, в том числе и в Вифлееме. По словам хорошо знакомого с ситуацией в регионе юриста и исследователя Юстуса Рейда Вайнера:
«систематическое преследование арабов христиан, живущих в районах, подконтрольных Палестинской Администрации, сталкивается с почти абсолютным замалчиванием со стороны международного сообщества, правозащитников, СМИ и неправительственных организаций … И поскольку у арабов христиан нет ни голоса, ни защиты, не приходится удивляться их массовому бегству».
Раймонд Ибрагим, старший научный сотрудник Института Гэйтстоуна, автор книги «Меч и ятаган: четырнадцать веков войны между исламом и Западом».
Источник на английском — Институт Гэйтстоуна
Перевод Александра Непомнящего, Еврейский мир
Июнь 2019