ДЕЛИТЕСЬ СВЕТОМ

Каждый из нас стремится к жизненному успеху. Успеху в карьере, бизнесе, личной жизни. О, если бы только мы знали секреты достижения успеха!..

Повествуя о Иосифе, Тора называет его иш-мацлиах — человеком успеха. Иосиф был продан братьями в рабство, со временем стал управляющим у своего хозяина, был брошен в тюрьму, но впоследствии был назначен управляющим тюрьмой. В конце концов, удача настолько способствовала ему, что он превратился из заключенного раба в главного министра Египта. Впрочем, Иосиф не только поднимался, но также и падал! Тот, кто хочет понять причины взлетов Иосифа, должен сначала осмыслить причины его падения. Почему Иосиф был продан своими братьями в рабство?

Этот вопрос — один из самых глубоких в Торе. На него нет и не может быть однозначного ответа. Тора предлагает нам осознать многогранную и сложную, как сама жизнь, проблему. Ибо в этом семейном конфликте виноваты… все. И Яаков, выделявший одного из сыновей своей любовью, и братья, позволившие зависти и ненависти поселиться в своих сердцах.

Но виноват также и сам Иосиф, как рассказывает нам об этом Тора: “Иосифу было семнадцать лет, подросток, когда он был пастухом вместе со своими братьями. … И приносил Иосиф злую клевету на братьев отцу”. Неужели Иосиф был злостным клеветником? Тот самый Иосиф, которого Тора называет праведником? Конечно, нет, Иосиф не был клеветником в обычном смысле этого слова, но очевидно, что в свои семнадцать лет он ещё не достиг праведности.

Иосиф отмечал определенные, как ему казалось, недостатки в поведении своих старших братьев и сообщал об этом отцу, надеясь, что Яаков поможет своим сыновьям их преодолеть. Иосиф искренне думал, что выражает этим свою любовь и заботу о братьях. Однако братья видели в нем сплетника, интригана, стремящегося внести раздор в семью. “И возненавидели братья Иосифа, и не могли больше приветствовать его миром”.

Иосифу снится сон, и он тут же спешит рассказать его братьям: ”Ваши снопы поклонятся моему снопу!” “Неужели ты думаешь, что будешь править нами?” — удивляются братья. И возненавидели его ещё больше.

Иосифу снится еще один сон, и он вновь спешит поделиться с братьями: “Ваши звезды поклонятся моей звезде!” На этот раз не выдерживает Яаков: ”Неужели ты думаешь, что я, твоя мать и твои братья будут кланяться тебе?” Великий комментатор Раши объясняет вопрос Яакова: ”Неужели ты не понимаешь, что этим рассказом вызываешь ненависть братьев к себе?” Почему же Иосиф не понимает?

Мы находим ответ на этот вопрос в Торе, сконцентрированный в одном слове — “подросток”. “Иосифу было семнадцать лет, когда был он пастухом вместе со своими братьями, а он — подросток,… и приносил Иосиф злую клевету на братьев их отцу”. Почему? Потому что не был он в свои семнадцать лет взрослым человеком, а ещё оставался незрелым подростком.

Конечно же, мы все любим детей. Мы можем умиляться проказам малышей. Но если взрослый человек ведет себя, как ребенок, это совсем не смешно. В этом месте Тора определяет тонкую, невидимую грань между ребенком и взрослым. Это чувство такта, понимание настроений и чувств окружающих людей. Ребенок поглощен самим собой, своими мыслями. Он находится в своем мире, замкнутом пространстве. По мере взросления начинает открывать новый мир, мир окружающих его людей. Он учится понимать, сочувствовать, проявлять внимание и уважение к окружающим его людям.

Из лучших побуждений Иосиф рассказывал отцу только правду о своих братьях. А братьям рассказывал сны, которые действительно видел. Но разве всегда и всем нужно рассказывать всю правду? По определению Торы, клевета, злой язык — это правда, унижающая человеческое достоинство, приносящая ущерб, раздувающая конфликт.

Иосиф рассказывает братьям свои сны, не понимая, какую реакцию, какие чувства вызовут его слова. Подросток, ребенок… он и не может обладать чувством такта, присущим взрослым, ощущением и пониманием настроений и чувств собеседника…

В результате своего поведения и по стечения обстоятельств, направляемых свыше, Иосиф был продан в рабство. Жена хозяина оклеветала Иосифа, и он был брошен в тюрьму. Он мог провести там остаток своей жизни, а мог и задуматься о причинах своих неудач. Мера за меру: Иосиф клеветал на своих братьев и сам стал жертвой клеветы. Но можно ли из темницы вырваться на волю, из глубины своего падения достичь высот? Да, это возможно, если ты осмыслишь причины падения, изменишь себя! Иосиф должен был стать взрослым, преодолев “подростка” в себе…

Итак, в чем причина освобождения и успеха Иосифа? Однажды, десять лет спустя после заключения Иосифа в тюрьму, Фараон разгневался на двух своих приближенных министров. Они также оказываются в заключении. Конечно, в тюрьме они с пренебрежением относятся к рабу-еврею. Но вот в одну и ту же ночь обоим министрам приснились сны. Они обеспокоены, не зная, что предвещают им эти сны. ”И подошел к ним утром Иосиф и увидел их беспокойные лица. И спросил министров Фараона: “Почему сегодня печальны ваши лица?”

Эти слова изменили его судьбу! Иосиф действительно проявил внимание, он посмотрел на лица министров и понял их настроение, он проявил сочувствие, спросив, почему печальны они сегодня… И спасение пришло… Когда Фараону приснился сон, который никто не может ему объяснить, то один из министров вспоминает Иосифа. Фараон немедленно вызывает Иосифа и рассказывает ему свои сны. Фараону не только нравится разгадка Иосифа, но и впечатляет его личность, его скромность и мудрость. И Фараон тут же провозглашает Иосифа главным министром Египта.

Это место Торы — урок колоссальной важности, который каждому следует воспринять лично для себя.

Это и есть тот секрет жизненного успеха, о котором мы говорили вначале. Ты окажешь уважение и внимание человеку, и это окупится сторицей. Впрочем, желающим манипулировать людьми действительно следует помнить о настоящей взаимности. Ложная лесть порождает ложную взаимность и ложный успех. Настоящий успех придет не ко всем, а лишь к тем, кто сумел отказаться от корысти и действительно искренен и бескорыстен к людям.

Не случайно, что эта недельная глава всегда читается во время праздника Хануки. Менора — это символ праведника. Уникальность меноры заключается в том, что её необходимо поместить на видном месте, у окна, для всеобщего обозрения. Ханукальная менора — это символ миссии человека в жизни. Необходимо научиться делиться с окружающими своим светом, своим теплом и своей радостью.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора