Материалы сайта www.evrey.com
В воскресенье в Израиле начались крупнейшие в истории государства учения ВВС. В них принимают участие все подразделения этого рода войск. При этом рассчитанные на неделю учебные военные действия идут в режиме «реальной войны», когда участники вынуждены принимать решения, касающиеся осуществления боевых операций против условного противника, на месте. Проверяется эффективность взаимодействия наземных служб ВВС и координация действий с сухопутными войсками. Впервые в учениях участвует новая эскадрилья сверхсовременных самолетов F-35i Adir, так называемых самолетов-невидимок.
Проходящие сейчас учения в Израиле качественно отличаются от предыдущих не только своей беспрецедентной масштабностью и участием в них самолетов-невидимок. Прежде всего, обращает на себя внимание, что в их ходе отрабатывается ведение боевых действий одновременно на трех фронтах. Что, к слову сказать — вполне соответствует стратегической ситуации в регионе. Причем, принимается во внимание, как отмечают в армии, не только уровень готовности к войне, которого достиг противник на сегодняшний день — израильские ВВС воюют как бы с противником будущего, обладающим более совершенными системами вооружения, более смертоносными и точными ракетами, более высокой организацией боевых подразделений. Израильские ВВС как бы участвуют в «войне будущего», в которой для решения какой-либо военной задачи различные виды войск объединяются в мобильные группировки. Так, например, взвод пехотинцев и даже отдельные солдаты, экипаж танка или БТР — сопровождается воздушным звеном поддержки: от беспилотников до боевых вертолетов и самолетов, которые выполняют роль флагманов атаки, расчищая путь пехоте и танкам. И т.д. При этом, такая группировка действует внутри единого информационного поля, в котором каждому участнику доступно слежение за общей картиной боя, а в случае необходимости — и его корректировка. Еще одна очень интересная деталь учений — в том, что израильские ВВС учатся воевать в «условиях неопределенности», когда до конца не ясно, кто противник, где он расположен и каковы его возможности. Необходимая информация добывается непосредственно в ходе выполнения боевого задания, а в результате — соответствующим образом корректируются и боевые задачи. Однако самое интересное в развернувшихся учениях — не военно-технические и тактические новшества, но — беспрецедентная для израильской армии за последние годы, если не десятилетия, постановка боевых задач. Судя по сообщениям в СМИ, перед военными впервые за многие годы поставлена задача «полного и максимально быстрого уничтожения противника». Эти слова, заметим, уже давно исчезли из лексикона израильского высшего военного руководства. А вслед за терминологией, как это часто бывает, исчезли и дела. Одна из сильнейших армий в мире, как ни парадоксально, уже давно не ставит перед собой цель — уничтожение врага и полная, окончательную победу над ним. Речь в лучшем случае идет о его «сдерживании». Соответственным образом, практически все военные операции и войны, которые вела наша страна после 1973 года (когда Израиль воздержался от сокрушительного упреждающего удара в Войне Судного дня) — не завершались полным разгромом, уничтожением либо капитуляцией противника. Ни одна из войн и военных операций не была доведена, что называется, до победного конца.
Последствия такого подхода к ведению военных действий мы видим сегодня на всех фронтах. Наиболее яркий пример этого — события в секторе Газы. Бандиты сектора, уже давно привыкли к тому, что ответ Израиля всегда будет сдержанным и пропорциональным. Они знают, что запустив по территории Израиля 400 ракет, на Газу будет сброшено примерно столько же «умных бомб». По арабским пустырям или опустевшим помещениям штабов, обитателей которых сами израильтяне заботливо предупредят об атаке. Так вот, ничего подобного нынешние учения ВВС не предусматривают. Военные четко указывают причину драматических изменений в подходе армии к военным проблемам. В будущей войне Израиль просто не сможет позволить себе эту роскошь. Особенно, после того как выяснилось, что при одномоментной массированной ракетной атаке, сосредоточенной на одном объекте, система противовоздушной обороны начала давать сбои (см. на сайте, например, материал «Защититься и забыться?» — 27.02.13). В этой ситуации, учитывая масштаб боевых действий во время войны на три фронта, Израиль просто не может полагаться на любые системы ПРО. Значит, остается единственный верный способ эффективной защиты — превентивная сокрушительная атака и полное уничтожение врага, которое гарантирует безопасность израильского тыла. Судя по поставленным перед израильскими ВВС задачам, игр в поддавки в следующей войне не будет. Это касается не только самых главных фронтов — иранского и ливано-сирийского, но и «палестинского». На этом фронте все, привычные для врага правила игры могут быть изменены. В случае, когда в ответ на 400 запущенных палестинцами ракет, Израиль сбросит 3.000 бомб, которые за несколько минут полностью сотрут с лица земли какой-либо арабский город либо квартал. В качестве предупреждения от повторных попыток палестинцев прорвать израильскую ракетную оборону. На войне, как на войне. Нельзя не отметить, что массированный и молниеносный характер удара по врагу для Израиля — практически единственный выход и с политической точки зрения. Затягивание войны, замедление реакции в военных действия Израиля даст возможность противникам еврейской страны на международной арене мобилизовать силы и оказать давление на израильское политическое руководство. Возмущение же международной общественности «постфактум», после победы над врагом — существенного влияния на ситуацию не окажут. От планирования и отработки подобной стратегии до ее триумфального воплощения на практике, разумеется — большой путь. Но уже само то, что израильская армия начала «думать» об этом и всерьез готовиться к боевым действиям подобного рода — очень важный шаг в правильном направлении. Трудно не увидеть в проходящих в Израиле учениях и серьезное предупреждение Ирану и его сателлитам. Подобные масштабные учения в армии никогда не проводятся «просто так». На языке военных они означают — «палец на спусковом крючке».