Дирекция Музея Катастрофы в Будапеште обещает объективно показать ту роль, которую сыграли в Катастрофе как венгерское правительство, так и простые венгры.
Отреагировав на многомесячную публичную критику, новый Музей Катастрофы в Будапеште пообещал представить «полную и достоверную» историю уничтожения венгерских евреев, включая роль, которую сыграли венгерский режим и простые венгры.
Музей выступил с таким обещанием на прошлой неделе, после того как коррективы, внесенные в содержание его экспозиции, были одобрены правительством Венгрии, которое его финансирует. Правительство также одобрило новый состав попечительского совета музея.
Хотя музей, который называется «Дом судеб», уже несколько лет имеет собственное здание, в нем до сих пор нет экспонатов. В прошлом году он стал предметом горячих публичных споров. Звучали голоса о том, что музей служит индульгенцией для правого правительства Венгрии и призван исказить ее участие в нацистском геноциде. В том же году правительство передало право собственности на музей венгерской общине ХАБАДа, известной под аббревиатурой EMIH.
На прошлой неделе EMIH пообещала, что в музее будут приведены рассказы о героях-евреях и венграх — Праведниках народов мира, которые спасли евреев. Музей также планирует поместить уничтожение венгерских евреев в «исторический и европейский контекст», касающийся правового и социального антисемитизма, который привел, в конечном итоге, к установлению в Венгрии нацистского режима в 1944 году. Музей покажет гражданам Венгрии, что происходило с их страной, поскольку нацистские репрессии обрушились не только на евреев — они изменили все венгерское общество.
Еще одним направлением музея будут «сложные отношения» между венгерскими евреями и венгерским обществом. В начале ХХ века почти все венгерские евреи считали себя венграми, а большинство венгров рассматривали евреев как равноправных граждан. Но этот факт делает еще более шокирующим изменение отношения к евреям в 1944 году, как отметил представитель музея.
Раввин Шломо Ковес, главный раввин EMIH, сказал, что ему известно о претензиях к музею, в том числе со стороны еврейской общины. Но, по его словам, вновь утвержденный план должен удовлетворить всех критиков. «Когда дело касается памяти Катастрофы, здесь нет, и не может быть, места для пристрастий и политических соображений», — сказал он.
Одно из главных изменений, внесенных музеем, заключалось в расторжении контракта с Марией Шмидт, которую критики называют «придворным историком» премьер-министра Виктора Орбана. Она утверждала, что венгры не имели возможности противостоять нацистам после их вторжения в Венгрию. Профессор истории Йехуда Бауэр, ведущий израильский исследователь Катастрофы, назвал это утверждение «нелепым».
В 2014 году мемориальный институт «Яд Вашем» вышел из состава международного форума, который был создан венгерским правительством для консультирования музея, в знак протеста против будущей концепции музейной экспозиции. «Мы требуем признания со стороны венгров, что вся страна, а не «отдельные личности», сотрудничала с немцами», — заявил профессор Бауэр в прошлом году.
Андраш Хейслер, президент Федерации венгерских еврейских общин, также покинул форум в знак протеста. Он сказал, что EMIH не имеет права управлять таким музеем. «ХАБАД приехал в Венгрию 15 или 20 лет назад, не зная местных традиций, корней, не имея опыта решения этих вопросов, — сказал он. — Их интересы — в религии, а не в истории Катастрофы. У нас, напротив, есть эксперты, интеллектуалы, архив и международные связи».
Раввин Ковес отметил, что новый план и новый попечительский совет должны «положить конец этой саге и создать возможность подняться над прошлыми разногласиями», чтобы объединиться для «передачи этого важного посыла будущим поколениям».
Председателем нового попечительского совета является Ицхак Маис, бывший директор «Яд Вашем», который помогал создавать музеи Катастрофы в других странах. «Когда мы работали над новой концепцией, у нас были две основные цели, которые переплетались, — сказал он в заявлении для прессы. — Во-первых, полностью и достоверно передать историческую правду о Катастрофе венгерских евреев, включая роль правительства и части венгерского народа. Во-вторых, сделать это таким образом, чтобы передать актуальный, содержательный и образовательный посыл каждому венгру, который посещает музей».
Еще один член нового попечительского совета — израильский историк Эстер Фарбштейн, написавшая книгу о Катастрофе в Венгрии и возглавляющая исследовательский центр Катастрофы при иерусалимском колледже «Ха-Михлала». По ее словам, одна из целей музея в том, чтобы показать, что «жертвы Катастрофы не шли, как овцы на бойню — они были героями, которые пытались сделать все возможное, чтобы спасти жизни своих семей, других людей, сохранить свою еврейскую идентичность и человеческое достоинство».
Среди других участников попечительского совета — Дэвид Марвелл, американский историк, который ранее возглавлял Музей еврейского наследия в Нью-Йорке, а теперь работает в Музее Холокоста в Вашингтоне, и Дэниэл Боднар, президент Университета Милтона Фридмана в Будапеште. Музей планируется открыть примерно через год.
Офер Адерет, «Гаарец»