Как меняются поколения, их бытие и идеалы отчетливей всего заметно по играм детей. Элина Быстрицкая еще хорошо помнила скакалки, мелькающие над головами подпрыгивающих подружек в переполненных детворой киевских дворах. Мальчишек, оседлавших покрашенные планки с фанерными головами лошадей, из воображаемых будённовских эскадронов.
Сейчас, чуть начав ходить, детвора носится на самокатах со скоростью машин, ловко отталкиваясь ногою о землю. Или внимательно уткнувшись в смартфон, словно птенцы, выклевывают из мобильного телефона новую информацию.
А недавно, с приближением девятого десятка со дня рождения, Элина узнала о новом увлечении детворы, да и взрослых — пазлы. Так называются игры на развитие пространственного воображения. В них из лоскутиков картона нужно как можно быстрее сложить многоцветную картину, нарисованную на крышке коробки. Около часа она вместе с мальчишками и девчонками из соседних дворов Подмосковья, где проживает, с интересом укладывала в заготовленные отверстия цветные, узорчато вырезанные бумажные кусочки, чтобы воссоздать картину, задуманную художником.
Теперь часто в ее постаревшем сознании всплывают обрывочные воспоминания прожитых лет. Она старается примостить их друг к другу. Но почему-то стройного рисунка у нее не выходит. Видно, что-то делалось в прошлом не совсем правильно.
Чаще всего, память, опаленная войной в юности, выталкивает первые месяцы работы в военном госпитале. Туда, скрыв, что ей всего тринадцать лет, Элина напросилась направить её санитаркой. Там она впервые вплотную столкнулась с силой и тяжким грузом собственной красоты.
В памяти не осели ни фамилия, ни точное имя того раненого солдата. В палате все его звали Сеней. Ему после ранения ампутировали обе руки у самых плеч. Он лежал все время на спине. Длинный и плоский, как доска. В ее обязанности госпитальной медсестры входило не только участвовать в перевязках, но и переворачивать солдата с боку на бок, чтобы не было пролежней. Помогать справлять надобности по ночам.
Когда, обхаживая в ночное время притихшие палаты, она проходила возле постели Сени, тот счастливо ей улыбался:
— Хоть здесь повезло. Такая красавица досматривает. Забываешь про безручье свое. Надеешься сгодиться хоть на что-нибудь.
И направлял взгляд на кулек простыни, вздыбленный мужской плотью.
Она тогда так поразилась увиденным и услышанным, что готова была из жалости делать для этого Сени все что угодно.
С годами понялось: женская красота, как и всякий талант, требует аккуратного обращения. Она как огонь. Его нельзя не заметить. Только он аккуратного обращения требует. Не доглядишь малость, и вместо тепла получишь ожог. Красота выделяет женщину из большинства, делает ее конфликтной. С подругами у нее всегда туго. Не держатся долго рядом. Поэтому ей нелегко в жизни и на работе. Красоту, дарованную природой, женщина обязана, как и честь, оберегать всю свою жизнь.
Эти истины Элина усвоила еще в военные годы. Хотя нормы отношений между женщинами и мужчинами, принятые в среде артистов, где оказалась в последующем, не очень укладывались в правила, которые она установила для себя. Личного счастья каждой женщине приходится добиваться по-своему.
Ее броская внешность, частые прилипчивые ухаживания требовали постоянной настороженности. Но иногда помогали и в профессиональном становлении. Даже знаменитый Михаил Шолохов, при первом же просмотре подобранных кандидатур на роль Аксиньи для фильма «Тихий Дон» отметил главному режиссеру:
— Вот такая любому казаку и задурит голову.
Роль Аксиньи принесла популярность. Но далась Элине с трудом. Сложней всего приходилось в постельных сценах с Григорием. Петр Глебов, игравший Григория, оказался на пятнадцать лет старше ее. Ему было проще. А она в то время даже замуж не собиралась. Поэтому, когда предстояло ложиться для съемок им рядом, Элина готовила и прятала под простыню ватный валик, чтобы их обнаженные тела не соприкасались. Когда об этом рассказали Шолохову, тот расхохотался:
— Байкуют будто еврейские женщины дуже страстные. А вот смотришь фильм, и совсем другие валики в голову лезут. Попробуй, узнай, что у женщины в голове, даже колы вона целуется.
«Тихий Дон» прогремел по экранам мира, удостоился звания лучшего фильма года. Элину наконец-то зачислили в штат Малого театра. С ее национальностью в центральные театры артистов брали не очень охотно. Неожиданно из станицы Вешенской в Москву заявился Михаил Шолохов. Он позвонил из гостиницы, предложил встретиться вечером в ресторане. Элина нерешительно помолчала, так как знала уже, чем чаще всего завершались такие встречи молодых артисток с всесоюзными знаменитостями и влиятельными особами. Писатель правильно уловил смысл паузы. Она услышала улыбчивую интонацию Шолохова:
— Не надо бояться. Ватные валики не потребуются.
К гостинице Элина подъехала после спектакля. По тому, что увидела в ресторане, догадалась: компания здесь собралась давно и надолго. Столы основательно заставлены бутылками, лица мужчин и женщин — хорошо
раскрасневшиеся.
— Аксиньюшка-а-а, — с пьяной радостью затянул Шолохов. Поднялся и, пошатываясь, пошел ей навстречу. — Покажи московским пижонам, как пьют у нас на Дону казачки.
Головы собравшихся, словно от ветра, повернулись в их сторону. Громко, как привыкла на сцене, Элина проговорила, глядя на подходившего к ней Шолохова:
— Присутствующим и вам самому, возможно, и наплевать на Михаила Александровича, но что вы делаете с великим русским писателем Шолоховым?
В наступившей тишине она быстро выбежала из ресторана. С тех пор они всегда избегали друг друга.
Снимающиеся в кинофильмах и пишущие книги Элине с детства казались людьми особыми. Ведь сделанное ими остается надолго и после их смерти. Она терпеть не могла, если работа выполнялась ради чего-то. Сторонилась профессоров, идущих в науку из-за хорошего заработка. Артистов, которых манит сцена ради получения быстрой популярности. Для нее каждая роль — всегда радостный повод рассказать людям что-то новое. Поделиться волнующим. Ради такой возможности она и жила. С детства Элина чаще дружила с мальчишками. В армии многому набралась от мужчин. К игре в бильярд пристрастилась так, что многих обыгрывает. Она часто жизненные ситуации с любимой игрой сравнивает. Бывает, шары расстановятся так, что загнать какой-нибудь в лузу можно, если лупанешь его сильно в лоб. Но случается, что в то же отверстие вложить другой шар можно лишь ласковым прикосновением.
Элина всегда удивлялась и внимательно присматривалась к таинству связей между тем, как устанавливают отношения любящие друг друга люди. Это помогало быстрее и четче отображать на сцене сложность жизненных ситуаций. Ее восхищало и то, как складываются симпатии даже у братьев наших меньших. В громадном животном мире за миллионы лет у них тоже сложились свои удивительные отношения друг с другом и людьми. С чувствами не меньшей глубины и постоянства, которые не всегда поддаются логическому объяснению.
Правильное название породы своей Фифы, когда увидала собаку впервые на рынке, Элина даже не знала. Это потом она придумала ей имя, узнала, что такие собаки пекинес родом из древнего Китая. Что они своенравны, требуют к себе уважения и постоянного внимания. Чем-то очень похожи на людей. Даже часто храпят во сне. А тогда она увидела устремленный к ней радостный взгляд щенка. Взяла его в руки. Собака не испугалась, потянулась к ее щеке. И на всю жизнь запомнилось роднящее теплое прикосновение ее шершавого языка. Семнадцать лет они прожили с Фифой вместе. Научились понимать друг друга по взглядам. Ой, как сложно переживалась ею кончина преданного существа.
С замужеством Элина не торопилась. Знала, что своих детей у нее не будет. Врачи пояснили: во время войны, натаскавшись тяжелых носилок с ранеными, надорвалась. Супругом она обзавелась как-то неожиданно даже для закадычных подруг. Николай Иванович Кузьминский на четвертый или пятый день их знакомства признался, что хочет на ней жениться. Правда, она к тому времени уже была знаменитостью. Звание народной артистки имела. А Кузьминский заядлым театралом оказался. Почти на двадцать лет старше, с внешностью — хоть на кастинг. Статный, с уважительной сединой. Эрудированный, улыбчивый. Работал переводчиком в Министерстве внешней торговли и всегда был одет с иголочки. Он и ее зарубежными джинсами, дубленками и всяческой бижутерией баловал. От него мужской основательностью веяло. Даже ее национальность его не остановила. Правда, до нее он успел дважды жениться и от каждого брака имел по ребенку.
Но Элину такие подробности мало смущали. Она знала про облучение красотой: мужчины часто теряют голову от женского обаяния. А еще она верила в бесконечную силу истинной любви. Как-то Николай, удивленный ее стеснительностью в постели, поинтересовался, кто же был тот счастливец, который познал ее девственницей. Она отшутилась: у каждой женщины должна быть своя тайна.
Женщина без тайны — уже не женщина. И добавила:
— Ты же сам повторяешь часто, что ничего вечного не бывает.
Однажды она тоже полюбопытствовала, почему же Николай выделил именно её. Тот, не задумываясь, ответил:
— Красота твоя голову закружила.
— Так ведь и прежние твои жены не дурнушками были.
— У тебя она какая-то другая, многообещающая.
Они прожили в дружном браке двадцать семь лет. Пока она не узнала, что Николай ей изменяет. Разошлись, как и женились: без шума, спокойно. Даже близкие узнали об этом не сразу. Муж оставил ей квартиру, разрешил встречаться со своими детьми. А она на похороны его не приехала, сообщила, что на гастролях. Так и доживает в одиночестве.
Недавно знакомый журналист поинтересовался, не собирается ли она к старости переехать на родину в Киев, или к младшей сестре в Израиль. Она возмутилась. Мол, для нее Родина это не то место, с которым она связана рождением, языком, проживанием многих лет. Родина — это страна, воздухом которой человек пропитался. Которую, как ребенка, ему пришлось защищать от обид и опасностей в страшные годы войны. Нет, пусть уезжают другие. Как женщина, она усвоила твердо: привязанность и любовь питаются постоянством.
Сейчас её воспоминания, как и при игре в пазлы, плохо входят в отверстия старческой памяти. Возможно, все-таки перебарщивает она в своей всегдашней категоричности. Только что остается ей делать, если такой сотворила ее природа? Не может она прощать обид, пускай даже и мелочных, близким людям. Давным-давно, еще, когда снималась девчонкой в массовках, она во время обеда вместе с подругами втиснулась в столовой в очередь впереди стоявшего молодого Сергея Бондарчука. Он в фильме «Тарас Шевченко» играл тогда главную роль. Тот сердито окинул ее взглядом, грубовато отодвинул и недовольно, чтобы услышали все, буркнул:
— Смазливая физиономия еще не талант, позволяющий быть нахальной.
Через четыре года им дали главные роли в фильме «Неоконченная повесть». Она согласилась только при условии, если в общих кадрах их будут давать отдельно.
Сейчас подобные мелочи вспоминаются со смущением. Видно, с возрастом человек становится снисходительней. Ему открывается, что по-настоящему, только милосердие навсегда делает женщину красивой и любимой в любом возрасте.
Илья СТАРИКОВ, г. Николаев
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400