д-р. Мартин Шерман
Стремление разрешить конфликт между Израилем и палестинскими арабами экономическими средствами, к сожалению, не только демонстрирует серьезный изъян в понимании фундаментальных причин сути этой проблемы, но и переворачивает порождающие и поддерживающие её причинно-следственные связи.
Куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями? Увы, нам всем это хорошо известно…
Прибывшие на Ближний Восток высокопоставленные представители администрации Трампа: Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт внезапно столкнулись с совершенно иной политической реальностью, нежели той, на которую рассчитывали всего несколько дней назад.
Новые выборы вместо нового правительства
Как известно, они намеревались представить новому правительству Еврейского государства, поддерживаемому твердым большинством из 65 депутатов Кнессета то, что было названо «Сделкой века», предлагающей совершенно новый подход к завершению, казалось бы, неразрешимого конфликта между евреями и арабами по поводу контроля над Страной Израиля. Вместо этого американские чиновники столкнулись с политическим столпотворением и новыми выборами через чуть более трех месяцев.
Пока еще слишком рано говорить о том, как внезапная неопределенность, в которую погрузилась израильская политическая система, повлияет на график публичного анонсирования «Сделки века», которое должно было состояться на конференции в Бахрейне 25-26 июня.
Есть, однако, все основания полагать, что политические коллизии в Израиле скорее воспрепятствуют, нежели ускорят обнародование плана Трампа. В конце концов, проведения конференции в Бахрейне было намечено на июнь именно в надежде, что у власти в Израиле к этому времени уже будет вновь избранное правительство, обладающее законными полномочиями принимать необходимые решения в отношении предположительно исторического предложения.
Малые шансы на успех
Вот только, не исключено, что возможная отсрочка в продвижении вперед со «Сделкой века», отнюдь не является главной проблемой. Ведь, если слухи, недавно появившиеся в средствах массовой информации, действительно верны, шансы этого плана на успех, да, и вероятность того, что вообще будет предпринята реальная попытка претворить его в жизнь не слишком невелики.
Основной причиной столь мрачного прогноза является, конечно же, упорный и изначальный отказ Палестинской администрации от любых инициатив, предлагаемых Трампом, независимо от их содержания, в том числе и «Сделки».
Однако, даже, если не принимать во внимание отказ лидеров палестинских арабов, существуют и другие, причём, куда более веские причины для скептицизма.
По крайней мере, судя по тому, как это подаётся в средствах массовой информации, в «Сделке» имеются существенные структурные недостатки, выявляющие фундаментальное недопонимание не только сути конфликта, но и базовой методологии, необходимой для его разрешения.
Согласно заявлениям администрации Трампа, «Сделка» будет сосредоточена на разработке грандиозной экономической программы по развитию районов, находящихся в настоящее время под управлением Палестинской администрации, но не будет касаться политических аспектов конфликта.
И в этот её величайший недостаток!
Основы политэкономии
Практически каждый базовый курс политической экономии начинается с объяснения того, почему для нормального функционирования любой экономической структуры необходима действенная политическая система, то есть система управления, способная определять, регулировать и защищать права собственности покупателей и продавцов на рынке. Без подобного регулирования и защиты, рыночные сделки утрачивают смысл, а потому заключать их никто не станет.
Таким образом, без указания того, кто будет обладать суверенными полномочиями для формирования системы законов, устанавливающих и регулирующих правовую среду, где станут функционировать экономические предприятия, которым должна поспособствовать Бахрейнская конференция, невозможно оценить и их коммерческую осуществимость.
То же самое относится и к правовому режиму, в соответствии с которым станет функционировать вся система инфраструктур, необходимых для предоставления базовых услуг этим предполагаемым предприятиям, в том числе: производства и транспортировки электроэнергии, водоснабжения, очистки сточных вод, ликвидации загрязнений окружающей среды и ещё многого другого.
Аналогичные вопросы возникают в отношении налогообложения — эффективности сбора налогов и распространенности уклонения от их уплаты, законов о труде и социальных выплат для работников.
Вопрос о суверенитете не обойти
Все эти элементы играют решающее значение для определения прибыльности, более того, самой жизнеспособности экономического проекта, который администрация Трампа, как сообщается, намерена представить на конференции. Ведь, учитывая весьма невпечатляющую, и это ещё, мягко говоря, способность лидеров палестинских арабов (будь то в Газе или в Иудее и Самарии) вести свои дела, трудно смотреть с оптимизмом на будущее той экономической деятельности, что должна быть представлена в Бахрейне.
Очевидно, что надежность услуг инфраструктуры, распространённость коррупции, стоимость и производительность труда будут радикально связаны с тем, кто в итоге станет сувереном, под чьим руководством будет создана и запущена предполагаемая экономическая инициатива. Следовательно, без понимания этого важнейшего нюанса, верное и обоснованное экономическое решение принято быть не может.
Но спор о суверенитете как раз и является важнейшим политическим вопросом, лежащем в основе конфликта, и любая попытка избежать его или обойти заведомо обречена на провал.
Инверсия причинно-следственных связей
Скажем больше, усилия по урегулированию конфликта между Израилем и палестинскими арабами при помощи экономического развития и финансовой поддержки, свидетельствуют не только о серьезном пробеле в понимании основных причин проблемы, но и фактически переворачивает порождающие и увековечивающие эту проблему причинно-следственные связи.
Не будем забывать — причина враждебности арабов, в целом, и палестинских арабов, в частности, в отношении Израиля и евреев, кроется отнюдь не в экономической сфере. Если уж, на то пошло, именно палестинские арабы на протяжении вот уже многих десятилетий являются получателями самой щедрой экономической помощи на душу населения в масштабах всей планеты.
Напротив! Экономические лишения, которые терпят палестинские арабы, в значительной мере, являются результатом их антиизраильской враждебности, ведущей к чрезвычайно расточительному распределению ресурсов и колоссальным перекосам в их использовании, а также содействуют сохранению господства деспотического режима, чья способность продолжать удерживать поводья власти полностью зависит от поддержания враждебности к еврейскому государству.
Соответственно, если сосредоточить внимание только на экономических аспектах, это ни на йоту не поможет урегулированию конфликта или ослаблению вражды палестинских и других арабов в отношении Израиля.
В лучшем случае это превратит их из враждебных и нищих во… враждебных и обеспеченных. Это действительно то, чего мы хотим?
Источник на английском — ARUTZ SHEVA
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Июнь 2019