Материалы сайта www.evrey.com
5 июня в эфире израильского армейского радио «Галей ЦАХАЛ» с весьма серьезным и тревожным заявлением выступил бывший заместитель главы МАГАТЭ, финский специалист Олли Хейнонен.
Хейнонен, долгие годы отвечавший за сферу безопасности в Международном агентстве атомной энергии, отметил, что израильская общественность — «не вполне осознает, сколь серьезную опасность представляет ядерное оружие Ирана».
По словам Хейнонена, «в отличие от информации действующего руководства МАГАТЭ, Иран может разработать ядерное оружие уже в течение ближайших шести-восьми месяцев».
«У Израиля и стран Персидского залива есть все основания для беспокойства, — подчеркнул Хейнонен. — Как вы сможете обеспечить себе безопасность, если у Ирана будет ядерное оружие? «.
Хейнонен резко раскритиковал поведение Международного агентства по атомной энергии, утверждая, что оно закрывает глаза на интенсивные усилия Тегерана по созданию ядерного оружия.
Последний раз в своем ежеквартальном докладе МАГАТЭ вновь подтвердила позицию, согласно которой Иран соблюдает условия атомной сделки.
Слышать такого рода заявления, да еще от в максимальной мере осведомленного лица, в компетентности и непредвзятости которого трудно усомниться — согласитесь, непросто. Ибо его слова, в сущности, означают, что все усилия по сдерживанию ядерных амбиций Ирана, предпринятые до настоящего времени, включая активные действия в данном направлении, предпринятые администрацией президента США Трампа, сразу после его победы на президентских выборах — потерпели крах.
По мнению бывшего заместителя главы международного атомного агентства Хейнонена, даже решение США о выходе из ядерной сделки с Ираном и возобновлении санкций — не остановило иранские власти.
С подписанием сделки в 2015 году, международное сообщество упустило драгоценное время. Отмена санкций и гигантский приток денег в иранскую казну, а также ограничения по проверке иранских ядерных объектов, содержавшиеся в договоре — предоставили Ирану возможность максимально ускорить работы по созданию атомного оружия.
Заявление Олли Хейнонена в целом может быть расценено и как признание несостоятельности сегодняшней стратегии экономических санкций.
— Аятоллы сегодня могут достаточно долго терпеть санкции, а тем временем — строить центрифуги, — подчеркнул он.
Трудно не увидеть, что заявление Хейнонена (и само его обращение к помощи израильской армейской радиостанции) — своеобразный жест отчаяния, «сирена тревоги», оповещающая потенциальные жертвы, что начался обратный отсчет, когда надо, чтобы опередить врага, действовать незамедлительно.
Можно не сомневаться, что Хейнонен попытался донести свое мнение и до администрации Трампа.
Тем более, что в существующей военно-политический реальности, именно США — флагман борьбы с иранской военной ядерной программой. Именно США, по умолчанию, принимают решения о тех или иных формах противодействия иранскому «военному атому».
Между тем, обращение Хейнонена к израильтянам, да еще и публичное — свидетельствует, что у бывшего замглавы МАГАТЭ есть большие сомнения в том, что в Вашингтоне сколь-нибудь серьезно воспримут его информацию и выводы. По крайней мере — в такой степени, чтобы коренным образом изменить стратегию противодействия Ирану.
Признаем, что нам трудно осуждать администрацию США, в случае, если наши предположения верны. Все же есть разница между, пусть даже самой большой угрозой другому государству и непосредственной угрозой твоей стране. Когда речь идет не о твоем государстве — действия, скорее всего, будут носить не рефлекторный, но — умозрительный характер.
По той же причине у Израиля в настоящий момент — нет никаких возможностей слишком долго размышлять о последствиях превентивных действий против Исламской Республики Иран.
Более того, если предупреждение бывшего замглавы МВД будет в Израиле проигнорировано — это будет означать, что руководство еврейской страны сознательно подвергает Израиль смертельному риску.
Впрочем, можно не сомневаться, что Израиль и США ведут самое пристальное наблюдение за иранской ядерной программой, во всех ее аспектах.
В этой ситуации, успешное продвижение Ирана к созданию ядерной бомбы в том ритме, о котором упоминал Хейнонен — обусловит столь же «успешное» продвижение Ирана к стратегической войне не только с Израилем и США, но и со всем остальным западным миром. Ибо начало интенсивных военных действий не оставит другим развитым странам иного выбора, кроме поддержки действий своего союзника США.
При этом, можно не сомневаться, что США и Израиль позаботятся о том, чтобы с фактами и данными в руках доказать адекватность своих действий в отношении Ирана.
Отметим также, что в политическом смысле у Израиля и США для решения проблемы с иранским ядерным потенциалом — осталось не так уж много времени. Предстоящие в США президентские выборы в 2020 г. — условная временная граница для этих усилий.