Все было, как уже было. 10 января 2019 года Трамп пригласил спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и лидера сенатских демократов Чальза Шумера в Белый дом, чтобы обсудить строительство металлического барьера на мексиканской границе.
Когда они предложили президенту сначала прекратить шатдаун, а потом начинать дебаты по строительству стены, Трамп покинул Овальный кабинет. По словам Чака Шумера, «он просто встал и сказал: в таком случае нам нечего обсуждать. Мы снова увидели вспышку гнева из-за того, что он не смог добиться своего». 22 мая 2019 года Трамп пригласил Пелоси и Шумера, чтобы обсудить детали законопроекта о финансировании создания инфраструктуры. Через три минуты после начала совещания Трамп ушел, не сев за стол и не попрощавшись, а оба законодателя назвали это «вспышкой ярости». Как сообщил «Голос Америки», который исправно держит зарубежный мир в курсе очередных промашек своего 45-го президента, «по словам Шумера, совещание было сорвано из-за того, что Трамп и его советники ‘были настолько плохо подготовлены и боялись на самом деле сказать, как они будут платить за инфраструктуру, они не могли этого сделать и потому нашли повод для отступления’… Дональд Трамп и спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси в очередной раз обменялись оскорблениями из-за усиливающегося конфликта между президентом и демократами».
Судя по всему, Трамп действительно явился на встречу с Шумером и Пелоси, чтобы устроить скандал из-за этого конфликта, который принимает все более угрожающие формы. 68-летний Шумер, который как-никак представляет меньшинство демократов в Сенате, больше помалкивает, но 79-летняя Пелоси, глава большинства демократов нижней палаты Конгресса, после минувших выборов не знает удержа и честит Трампа по любому поводу. Недавно она заявила, что президент замешан в попытках сокрыть от народа правду о том, как он мешал торжеству правосудия, и сказала, что этот проступок достоин импичмента, на котором она, впрочем, не настаивает». Пелоси, как и другие законодатели с политическим рассудком, понимает, что Палата представителей в силах инициировать импичмент Трампа, который затем будет отвергнут Сенатом. Перед выборами 2020 года это может пойти в актив Трампу, но законодателям-демократам, как героям романа Достоевского «Бесы», важнее устроить смуту.
Лучом света в темном царстве «мракобеса Трампа» демократы считали независимое расследование его злодеяний, которое почти два года вел бывший директор ФБР Роберт Мюллер по поручению бывшего заместителя министра юстиции Рода Розенстайна. Расследование, в котором приняли участие 19 юристов и четыре десятка следователей ФБР; были проведены пять сотен обысков и допросов свидетелей; по разным причинам отправлены под суд 34 человека и 3 компании, не обнаружило сговора Трампа и его команды с Россией. Луч надежды расправиться с Трампом, как с марионеткой Путина, погас, но надежда осталась, и в основных комитетах Палаты представителей вознамерились расследовать результаты, фактически обвиняя администрацию Трампа в сокрытии фактов. Больше всего их возмутило решение Трампа в силу президентских полномочий не разрешать некоторым своим подчиненным давать показания в этих комитетах.
Результаты своего расследования Мюллер представил министерству юстиции на 448 страницах с тысячами страниц приложений, на знакомство с которыми у законодателей не хватит времени. Предполагаемое «воспрепятствование правосудию» со стороны Трампа и его администрации Мюллер не доказал, но и не исключил, предоставив это минстреству юстиции, поскольку там ему, как ни крути, поручили расследовать «сговор с Россией». Уцепившись за эту недоказанность, законодатели-демократы наигрались термином «воспрепятствование правосудию» и уцепились за термин «сокрытие»(«coverup»), как более подходящий для сравнения «Трампгейта» с никсоновским «Уотергейтом». С этим термином стало легче настаивать на импичменте Трампа, за что с новой силой взялись правдорубы Палаты представителей.
Обозреватель и редактор консервативного журнала National Review Рич Лури назвал это «сокрытием предполагаемого преступления, которое широко обсуждалось, причем не ‘свистунами’, не (председателем юридического комитета Палаты представителей) Джеральдом Надлером, не враждебными (Трампу) журналистами, а прокурором министерства юстиции». Нэнси Пелоси тоже пошла на поводу этого сладкого слова, сказав что «как говорится, сокрытие часто хуже самого преступления». В расследовании Мюллера она не нашла достаточных для импичмента доказательств «воспрепятствования правосудию», но сейчас углядела их в сопротивлении Трампа «расследованию расследования».
За три минуты встречи с Пелоси и Шумером 22 мая президент заявил им, что «поговорим, когда вы закончите ваши расследования». Он ушел, повторяю, не попрощавшись, а затем аккредитованных при Белом доме журналистов пригласили в Розовый сад, где Дональд Трамп с присущей ему скромностью назвал себя самым прозрачным президентом США, который был готов к беседе в Овальном кабинете, но… «Я вошел в эту комнату и сказал сенатору Шумеру и спикеру Пелоси, что хочу заняться инфраструктурой. Хочу больше, чем вы. И у меня это получится, потому что я это умею. Но знаете, в таких обстоятельствах ничего не выйдет. Так что давайте закончим со всеми этими дутыми расследованиями». По словам Трампа, он, «вместо того чтобы с удовольствием прийти на встречу, пришел, чтобы увидеть людей, только что сказавших, будто я что-то покрывал. А я ничего не скрывал».
На следующий день спикер Пелоси заявила, что Трамп умышленно нарывается на импичмент, и расследования в комитетах Палаты представителей могут дать для этого повод, но спешить не следует. Очередную выходку президента она отнесла за счет его невоздержанности, пожелала ему «всего хорошего», а его помощникам и членам семьи посоветовала вмешаться в поведение Дональда Трампа «на благо страны». Тем не менее Пелоси от имени коллег-демократов выразила мнение, что «президент Соединенных Штатов замешан в сокрытии», и что «никто не выше закона, включая президента Соединенных Штатов». Сенатор Шумер отреагировал проще и сказал репортерам, что, «глядя на случившееся в Белом доме, у вас бы челюсть отвисла», но «ясно, что со стороны президента это не было спонтанной выходкой. Все было запланировано».
Возможно, Шумер был прав, заметил по этому поводу Дэвид Харсани, редактор сетевого консервативного журнала The Federalist. «Ну и что? — написал он. — Пелоси прекрасно знала, что делает, отправляясь на эту встречу в Овальный кабинет… И не покупайтесь на то, будто Пелоси и Шумер ошеломлены случившимся. Им очень нравится статус-кво, когда расследованиями в комитетах Конгресса можно пользоваться как дубинкой,.. подрывая политический курс Трампа». Это реакция справа, а слева газета The Washington Post 25 мая написала, что «для многих демократов спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси на этой неделе одержала политическую победу над президентом Трампом, выведя его из себя настолько, что он оскорбил ее и прервал переговоры об инфраструктуре — теме, которая давала надежду на редкое межпартийное единодушие». Обозреватель той же газеты Дэн Балц в тот же день написал, что «демократы Палаты представителей под руководством спикера Нэнси Пелоси медленно маршируют к возбуждению импичмента президенту Дональду Трампу. То, что казалось невозможным в начале года, сейчас кажется если не неизбежным, то тем, чему трудно возразить». Балц привел слова сенатора Элизабет Уоррен, одной из претендентов-демократов на Белый дом в 2020 году. «В Конституции Соединенных Штатов, — сказала Уоррен, — нет исключений для политической неловкости».
Президент Трамп остался президентом, и в субботу 25 мая вместе с первой леди и положенной свитой улетел с официальным визитом в Японию, став первым зарубежным лидером, посетившим страну после того как 1 мая император Нарухито, старший сын отрекшегося в апреле от престола 125-го императора Японии Акихито, взошел на трон Страны Восходящего Солнца. А Трамп ни на йоту не вышел за рамки своего обычного репертуара. Перед отлетом в Токио на пресс-конференции в Белом доме он назвал Пелоси «сумасшедшей Нэнси», а себя «исключительно стабильным гением». В ответ Пелоси в своем твите написала, что «когда этот ‘исключительно стабильный гений’ начнет вести себя, как подобает президенту, я буду рада сотрудничать с ним по вопросам инфраструктуры, торговли и другим проблемам». Затем в твиттере президента появился видеоклип канала Fox News, где на встречах с журналистам 79-летняя Пелоси вела себя странновато: запиналась, оговаривалась, повторялась, а один раз, говоря о трех составляющих расследование против Трампа, подняла два пальца, хотя затем добавила третий. Перед отлетом в Японию 25 мая президент Трамп повторил, что спикер Пелоси «утратила связь с реальностью», и теперь «Нэнси не такая как раньше».