Федеральная таможенная служба России (ФТС) подала иск против Bank of New York (BoNY). По словам юриста ФТС Максима Смаля, «с 1996 по 1999 год этим банком была организована незаконная схема легализации денежных средств за экспортируемые в Российскую Федерацию товары, в связи с чем Россия понесла ущерб в 22,5 млрд. долларов». Рассматривать иск будет арбитражный суд Москвы.
Скандал вокруг BoNY разгорелся в конце 90-х годов, когда ФБР обратило внимание на подозрительные переводы через этот банк из России в США. В результате грандиозного расследования под колпак ФБР попали два вице-президента банка российского происхождения — Наташа Гурфинкель-Кагаловская и Люся Эдвардс-Берлин, которых заподозрили в соучастии в отмывании 7 млрд. долларов. «Грязные» деньги, по версии следствия, переводились в США в основном через Собинбанк и фирму Benex, которой руководил муж Эдвардс — российский гражданин Петр Берлин. В результате расследования Берлин и Эдвардс были приговорены к штрафу, домашнему аресту на шесть месяцев и 5 годам испытательного срока. Кагаловская под суд не попала, но вынуждена была уйти с работы и вернулась в Россию к мужу Константину, который тогда был вице-председателем печально известной нефтяной компании «ЮКОС». Дело в манхэттенском федеральном суде постепенно глохло, пока не заглохло, а BoNY добровольно согласился уплатить 26 млн. долларов штрафа.
Однако дело BoNY, которое напрямую связывали с экономическим разгулом «русской мафии», продолжалось и в России, и в Западной Европе. В Москве провели обыск в Собинбанке и завели уголовное дело на руководителей банка «Фламинго», а налоговая служба занялась Депозитарно-клиринговым банком. Как пишут российские СМИ, «кредитные организации подозревались в финансовых махинациях с участием BoNY, которые позволяли отмывать деньги, вырученные от продажи импортных товаров в России».
В Европе «дело BoNY» вылилось в совместную операцию спецслужб «Паутина», проведенную в 2002 году.
В результате поисков организаций, причастных к отмыванию российских денег в Европе, были изобличены несколько десятков предпринимателей, отмывавших деньги через европейские банки, и выявлена целая сеть компаний, занимавшихся отмыванием.
BoNY исполнилось 222 года, и его считают одним из самых старых, крупных и респектабельных в Америке. Совершенно неожиданным поворотом событий стало обвинение, выдвинутое российской стороной в адрес банка в том, чего не удалось доказать нашей федеральной прокуратуре — пособничество незаконным схемам легализации, контрабанда или уклонение от таможенных платежей. Представители банка сообщили, что еще не знакомы с иском, но «склонны считать его безосновательным, если не надуманным». В банке напоминают, что события, о которых идет речь, произошли 10 лет назад, и все связанные с ними проблемы были разрешены. Недоумение экспертов вызывает и сумма иска. «Такого прецедента еще не было. 22,5 млрд. долларов — очень большая сумма… это бесконечность», — сказал первый зампред комитета Российской думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. Пока неясно, какие последствия повлечет выдвинутый иск, но на репутации Bank of New York он вряд ли отразится.




