Мы живём во времени, как рыбы в воде, и не замечаем его. Пока вдруг не обнаруживаем, что прошлое утекло, а мы в ином времени. Некоторые, особо одарённые люди, ощущают, что проживают жизнь в истории.
Как Мандельштам в стихе 1923 года «Нашедший подкову»:
«То, что я сейчас говорю, говорю не я,
А вырыто из земли, подобно зернам окаменелой
пшеницы.
Одни
на монетах изображают льва,
Другие –
голову.
Разнообразные медные, золотые и бронзовые лепешки
С одинаковой почестью лежат в земле,
Век, пробуя их перегрызть, оттиснул на них свои зубы.
Время срезает меня, как монету.
И мне уж не хватает меня самого».
Умели воспринимать время наши далёкие предки, жившие в эпоху пророков, объяснявших современникам, что происходит с ними и с миром и что будет. А также — как повлиять на это будущее. Еврейские пророки возвещали будущее и окружающим народам. Так пророк Иона по слову Всевышнего отправился в столицу Ассирии Ниневию, «И начал ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Это вернуло ниневитянам ощущение зависимости от будущего. Они «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел… чтобы люди вопияли к Б-гу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Б-г умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Б-г дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Б-г о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:4-10).
Евреи в древности были народом пророков. Существовали школы, готовившие их. Но в IV веке до н.э. время пророков, по мнению наших мудрецов, закончилось. Нам остались лишь пророчества, включённые в ТАНАХ. Однако явление пророчества наш мир покинуло не совсем. Может быть, поэтому оно занимало великие умы. Исаак Ньютон, мы читаем, всю жизнь искал трактовку пророчествам Даниэля. Пушкин был зачарован возможностью увидеть будущее. «Вдохновенный кудесник, Заветов грядущего вестник» у него предсказал «вещему Олегу» причину его смерти. Хотя это предсказание, в отличие от того, что было у Ионы, практической пользы Олегу не принесло. «Вещим» был всё же не Олег, а «кудесник».
Себя Пушкин тоже ощущал пророком:
«Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
…
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
В отличие от ассирийской Ниневии, пророков в России не очень-то жаловали, и пользы от них было мало. Об этом у Лермонтова:
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
…
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Когда в России назрела беда — в конце XIX — начале XX веков — пророков, предупреждающих о ней, среди духовных лидеров нации не оказалось. Одни, как Горький, Блок, Маяковский — приветствовали её. Лев Толстой оказался, по мнению Ленина, «зеркалом русской революции». Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», написанной в 1903 году, по-моему, в единственном его произведении, имевшем историческую коннотацию, изобразил конец старого мира, но предположил, что на смену ему придёт рациональный капитализм купца Лопахина. Никчемный «вечный студент» социалист Петя Трофимов у Чехова почти комический персонаж. Но он не будет комичным, когда в комиссарской кожанке 20 лет спустя поведёт на расстрел буржуя Лопахина.
60-е — 80-е годы XX века в России были мёртвыми, время остановилось. Казалось, когда отойдут в иной мир правившие нами коммунистические старцы, успеют состариться их сменщики. И так будет всегда.
Осознал историзм того затхлого времени и пророчил о судьбе страны Андрей Амальрик, опубликовавший в 1969 году эссе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». Москва не Ниневия: Амальрика помытарили по тюрьмам и ссылкам, и в 1976 году вытолкнули из страны.
Всё случилось, как предсказывал Амальрик, с небольшой задержкой. Сам пророк в 1980 году погиб при загадочных обстоятельствах в Испании. Чем объясняются такие «загадочные смерти» врагов российского режима вдали от родины? Не суточными ли, получаемыми организаторами этих трагедий в загранкомандировках?!
О наступающих тревожных временах Америки написал эссе «Самоубийственная элита Америки», претендующее на пророчество, известный социолог, исполнительный директор Центра перспектив урбанизма Джоэль Коткин. Он видит подобие поведению сегодняшней экономической, политической и культурной элиты США в предреволюционной Франции второй половины XVIII века. Тогда писания многих властителей дум, по словам Алексиса де Токвиля из его книги «Старый порядок и революция», вели к угрозе «их собственным правам и даже их жизни». Также и в России начала XX века «полезные идиоты», как их назвал Ленин, делали всё для разрушения империи и собственной гибели.
Анализ Коткина можно разбить на три направления, в которых работает американская элита, разрушая традиционное общество и, соответственно, собственное благополучие. Это:
1) Отказ от традиционной морали — «агрессивный вызов традиции семейной культуры, которая когда-то заложила фундамент успешных обществ», словами Коткина.
В семи штатах, включая Нью-Йорк, разрешено производить аборты до самого момента первого крика новорожденного. Большого успеха добились феминистки в их войне против мужчин. Общество приняло понятие «токсичная мужественность», подразумевающее вредоносность качеств, характерных для мужчин. Фирма Gillette, производящая бритвенные принадлежности, дабы застраховаться от обвинений в потворстве злосчастной «токсичности», произвела рекламу, осуждающую её. Для чего Gillette будет производить продукцию в случае успеха кампании? Для бритья волосатых ног феминисток?
Сейчас в борьбу за «прогрессивную ортодоксию» в вопросах пола и расы вступили такие фирмы, как Audi, Procter and Gamble, Apple, Pepsi, Google, Microsoft, Accenture. Есть ли у мужчин путь к отступлению?
Губернатор Колорадо, мультимиллионер-бизнесмен Джаред Полис, еврей и гей — продвигает в своём штате закон об обязательном курсе для школьников, объясняющем «полезность» транссексуальных отношений и запрещающий дискуссию о нормах в сексуальности.
Неожиданно прогресс в наступлении на мужчин обеспокоил самих женщин. Принятый на этой неделе Юридическим комитетом Палаты представителей Конгресса США «Акт о равенстве» вызвал совместный протест и либеральных, и консервативных женщин — заявление «Женского фронта освобождения» (WoLF) и «озабоченных женщин Америки» (CWA). «Акт этот поведёт к вопиющим нарушениям нашей безопасности, неприкосновенности частной жизни и достоинства», заявили они, — «он позволит мужчинам жить в женских приютах от бытового насилия и использовать женские раздевалки».
В одном из колледжей штата Вашингтон девушки обнаружили в женской сауне спортклуба 45-летнего студента Коллина Френсиса, считающего себя женщиной. Протесты девушек привели к тому, что всем пришлось извиняться перед Френсисом за то, что они за его мужской плотью не разглядели женщину.
Процесс, приведший к «Акту о равенстве» убивает женский спорт. Выдающаяся теннисистка Мартина Навратилова твиттнула: «Вы не можете просто объявить себя женщиной и быть в состоянии конкурировать с женщинами. Должны быть некие стандарты, и пенис не соответствует этим стандартам». Твит был удалён за «трансофобию».
Меня расстраивает, что эти скандалы убивают часть классического юмора. Кто сейчас улыбнётся воплям усатого симулянта в «Золотом телёнке»: «Не смотрите на меня, я голая женщина!» А сентенция Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона написано «буйвол» — не верь глазам своим!» должна политкорректно завершаться: «Верь глазам своим!»
2) Энвайронментализм. Коткин замечает: «Если у наших светских элит есть религия, она построена вокруг окружающей среды». Аналогия с религией очевидна. Иисус обещал своим ученикам, что все они ещё при жизни увидят «царствие Божие на земле». Ленин в беседе с писателем Людвигом предсказывал тому, что к 1937 году, или даже к 1927, в СССР наступит коммунизм. Сравните: в 2000 году вице-президент США Ал Гор грозился, что миру до катастрофы осталось 12 лет. Обамовский директор NASA Джеймс Хансен в 2008 году предсказал, что у человечества осталось 4 года, чтобы спасти мир от катастрофы глобального потепления. В 2008 году АВС предупредил — к 2015 году Манхэттен уйдёт под воду. Тора повелевает побивать лжепророков камнями. По нынешним либеральным временам неплохо хотя бы гнилыми помидорами.
Однако вокруг этих прохиндеев крутится многомиллиардная индустрия. Она обогащает богатеев и разоряет средний класс и бедняков. Коткин пишет: «В Калифорнии, глобальном центре по климатическому паникёрству, «зеленая политика» подняла цены на энергоносители и жилье до недоступного уровня, создав самые высокие показатели бедности в стране».
3) Социализм. Поскольку химера теории «диктатуры» пролетариата» отжила своё, путь к беде социализма мостит «зелёная революция», о неизбежности которой вещает американская «Жанна д‘Арк» — Александрия Окасио-Кортес (АОК). Проблема в том, что изменения климата — это планетарная реальность, несущая периодами действительно катастрофические последствия. Тысячелетиями глобальные оледенения и сменявшие их потепления меняли флору и фауну планеты, убивали многообразные виды животных. Причины этих процессов сложны, регулированию людьми не подвластны, и причитания шаманов, жертвоприношения детей Молоху или отказ от авиации и коров, как призывает барменша АОК, не многим более образованная, чем неграмотная Орлеанская дева, смысла не имеют.
Но в борьбе за власть борьба с изменением климата чрезвычайно полезна. Старожилы помнят движение хунвейбинов, добивавших в 60-е годы в Китае старую интеллигенцию и упрочивавших власть коммунистов. Сейчас, сообщает Коткин, «в Европе и Соединенных Штатах легионы детей-активистов, некоторым из которых всего по 14 лет, требуют радикальных решений климатических вопросов, которые могут иметь катастрофичные экономические последствия». Реализовывать такие решения может только тоталитарная система, подобная большевистской.
Элита Америки активно поддерживает подобную смену. Один из отцов-основателей современного движения в защиту окружающей среды, Барри Коммонер, заявлял: «Капитализм — это враг Земли номер один». Коткин предупреждает: «Смесь энвайронментализма и социализма может стать смертельной угрозой для нынешней олигархии. В американской Демократической партии, финансируемой плутократами, больше поддержки социализма, чем капитализма. Также растёт социалистическое движение среди работников технологий в Силиконовой долине, большая часть которых скептически относятся к демократическим и конституционным нормам вроде коллегии выборщиков или разделения властей. Некоторые, как Бенджамин Уоллес-Уэллс из «Нью-Йоркера», предполагают, что конституционная демократия, как мы её знаем, — именно то, что привело к существованию современные элиты — вскоре может стать непрактичной для решения современных проблем».
Пророчество Коткина: «Когда придёт следующая революция, наши элиты, как их коллеги в XVIII веке, могут проснуться с опозданием, и окажутся перед угрозой своему существованию. Если это действительно произойдёт, то будет в первую очередь платой им за их собственную глупость отсутствия уважения к ценностям и к системе, ответственной за создание их богатства».
Всё же, читая пророка, хотелось бы узнать поточнее: что ждёт Америку после выборов 2020 года? Тут голос пророка умолкает.
Социалистов из Демократической партии отделяет от власти один человек — Дональд Трамп. Сегодня, когда экономические показатели США превосходны, а во внешней политике Трамп идёт от триумфа к триумфу, кажется, что убогий сброд, в большом количестве запрудивший ряды левых претендентов в президенты, напрасно теряет время. Но капиталистическая экономика функционирует таким образом, что периоды её подъёма неизбежно сменяются временными спадами. Умелый менеджмент может удлинить первые и сгладить вторые.
Но, если очередной спад случится в месяцы, предшествующие ноябрьским выборам 2020 года, с Америкой может приключиться социализм.
И в этом случае её элите, раздувающей сегодня безумие левых идей, будет уместно припомнить предостережение Джоэля Коткина.
Новая книга Бориса Гулько:
«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Иисус обещал своим ученикам, что все они ещё при жизни увидят «царствие Божие на земле».
——————-
Это бесконечно повторяемая иудеями и атеистами ложь, основанная на полном непонимании смысла изречения Иисуса «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти пока увидят Царство Божие, пришедшее в силе». (Евангелие от Марка 9:1 )
Речь НЕ о том, что Царство Божие придет в течение жизни Его поколения, а о том, что некоторые ученики обретут бессмертие и увидят Второе Пришествие в силе (когда бы это не произошло).
Иисус, в действительности, проповедовал как стать сыном Божьим и не умереть.
Не обижайтесь, армянин. Иудеи и атеистаты не распостраняют теологическую ложь — все дело в трактовке. По словам известного историка Теодора Моммзена: «Теология — это бастард религии и благоразумия». Просто дело в том, сколько религии и сколько благоразумия вы смешаете в вашей трактовке.
Борис, Ваши призывы к благоразумию к сожалению останутся гласом вопиющего в пустыне. Еще Marcus Porcius Cato Censorius посвятил свою жизнь борьбе с «гнусными нововведениями», растлению римских нравов греческими обычаями. Джоэл Коткин спустя более двух тысяч лет в точности повторяет слова Старого Като об опасности отказа от традиционной морали, угрозе развала семьи, растление традиционного общества новыми религиями, эманципации женщин и рабов и.т.д. Като в 85 лет произнес на площади свою последнюю, клеймящую пороки римского общества речь, и затем умер, так и ничего не достигнув. Он не понимал, что ход истории и натуру человека не изменить. Самое благоразумное решение этого вопроса на мой вкус дает Lion Feuchtwanger: «Хотите изменить человека? Измените условия, окружающие его и человек изменится сам».
Интересно наблюдать, как три человека выясняют, где в Киеве дядька, и где бузина. 😄