Лев Мадорский
Вынес в заголовок слова из комментария к недавней статье «АдГ и евреи» (62 коммента и более 1300 просмотров) уважаемого израильтянина Савы.
Приведу абзац полностью:
«Ситуация эта вряд ли преодолима, но обсуждать ее следует. Антисемитов она, конечно, не переубедит, но евреям в Диаспоре сможет помочь сделать надлежащий вывод о необходимости соблюдения бдительности при внимательном отслеживании развивающейся антисемитской ситуации, быть готовыми к принятию верного решения и успеть, если потребуется, вовремя унести ноги.»
Если отнестись к предупреждению Савы со всей серьёзностью (тем более, что перед нами пример из недавнего прошлого), то есть над чем подумать.
Время уносить ноги, пожалуй, посерьёзней времени разбрасывать и собирать камни. Тут, в отличие от экклезиастовской мудрости, возраст не имеет значения, а имеет, как обычно и бывает у евреев, только национальность.
Эту (как бы лучше выразиться) человеческую характеристику, мимикрируй — не мимикрируй, гражданство — не гражданство, изменить невозможно. Поэтому давайте попробуем разобраться есть ли сегодня в Германии признаки надвигающейся грозы и слышатся ли сигналы для собирания если не камней, то чемоданов? Сигналы, которые доступны для рядового жителя Германии, не владеющего экстрасенскими талантами? Чтобы было с чем сравнивать, посмотрим, были ли такие сигналы и признаки в предхолокостовские времена? Вопрос, впрочем, риторический…
Предхолокостовские годы
В 1920-ые годы идеи юдофобии подкинули немецкому обществу некоторые немецкие учёные, писатели и журналисты. Главный посыл их «творчества»: сосуществование ущербной нации евреев рядом с немцами-арийцами нежелательно. Эта тема проходит красной нитью и в популярных в то время книгах А. Гитлера «Моя борьба» и А. Розенберга «Миф ХХ века».
Можно утверждать, что НСДАП, идеология которой была замешана на ненависти к евреям, смогла придти к власти благодаря тому, что немцы в значительной части уже были заражены вирусом антисемитизма. В 1930 году начались первые погромы. В марте 1933 году нацисты получили монополию на власть, в апреле начался бойкот принадлежащих евреям предприятий, а далее преследование евреев набирает силу, как снежная лавина:
- Увольнение неарийских (имеющих предков евреев) чиновников,
- Жёсткие квоты на приём евреев в вузы,
- Публичное сожжение книг еврейских писателей и учёных,
- Запрещение браков немцев с евреями,
- и т.д. и т.п.
Таким образом, ещё до Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года и до начала отправления евреев в концлагеря, было уже очевидно, что пора «уносить ноги» или, если пользоваться уголовно-полицейским жаргоном, «валить»…
Наше время
Если ли какие-то ориентиры такого рода сегодня?
С одной стороны, сегодня, как справедливо выразился К. Аденауэр, «другая Германия», либеральная и демократическая.
Бундестаг неоднократно подчёркивал приверженность праву Израиля на существование и приоритетом внешней политики называл безопасность еврейского государства. Во многих городах Германии в дни еврейских праздников проходят демонстрации «Мы носим кипу», на которые выходят сотни немцев, и «Дни еврейской культуры». Ангела Меркель назвала отношения двух стран «уникальными», что подтверждают ставшие регулярными совместные заседания кабинетов министров двух стран.
Что ещё? Дискриминации при приёме в вузы и на работу нет, а публичные осорбления типа «жидовская морда» уголовно наказуемы.
В результате многие из второго и третьего поколения приехавших из бывшего Союза евреев (они составляют 90% Диаспоры) получают хорошее образование и хорошую работу. Важно и то, что немцев, живших в нацистские времена и заражённых антисемитским вирусом, становится всё меньше, а в школах изучение нацистской диктатуры и Холокоста не ограничивается учебным планом по истории, а обсуждаются в рамках различных школьных дисциплин: литературы, обществоведения, этики и религии.
Кроме того, учителя нередко проводят встречи с членами еврейских общин и вместе с учениками посещают местные синагоги, а также мемориалы или музеи Холокоста. Ежегодно сотни школьников из ФРГ по две-три недели живут в семьях израильтян, а израильские школьники в немецких.
Список дружественных связей между двумя странами можно было бы значительно продолжить. Германия, действительно, стала другой. Хотя при этом надо признать, что ассимиляция идёт гигантскими шагами и еврейская составляющая наших детей и внуков становится всё более туманной и расплывчатой.
Но, с другой стороны, если внимательно присмотреться, не всё так гладко и пушисто… Как я уже отмечал неоднократно, пройти по городу в кипе или проехаться на машине с израильским флагом небезопасно. Еврейские религиозные и культурные центры в дни национальных праздников охраняются полицией. Особенно обострилось положение после притока-нашествия 2 млн. мусульманских мигрантов в 2015 году.
Чтобы лучше понять о чём речь, любопытно почитать рассказ о повседневной жизни глубоко верующего еврея, родившегося в Германии, Леви Уфферфильге (29 лет) , который на улице не снимает кипу. Таких в ФРГ сегодня единицы.
Многие немцы думают, что в стране практически нет антисемитизма, поскольку они сами его не замечают. Конечно, они не замечают, потому что они не евреи. То что я, несмотря на это, ношу кипу, даже некоторые евреи из моей общины не оcобо поддерживают. Они говорят, я устал от жизни.
Еще несколько лет назад люди на улице говорили, что они считают, что это круто, что я ношу кипу. Ты смелый, говорили они. Сейчас все по-другому. Недавно один, по всей видимости, очень озабоченный молодой человек сделал поучительный комментарий в адрес моей кипы — „Опасно!“ и вдобавок покачал головой. Он на некоторое время демонстративно повернулся ко мне спиной, затем через плечо нравоучительно добавил — „Сними кипу, парень, иначе с тобой здесь случится что-нибудь плохое“.
И «плохое» случается с Леви ежедневно. До мордобития, правда, пока не доходило, но на улице мигранты кричат ему вслед антисемитские оскорбления, угрожают, а недавно в кафе, где хозяин ливанец, его не обслужили.
Другими словами, в Германии небезопасно публично демонстрировать, что ты еврей. Об этом рассказывает и открывший в Берлине израильский ресторан в 2012 году Йорай Файнберг.
Хотя немцы охотно посещают ресторан и, как говорит сам Йорай «ему здесь рады», но каждые несколько дней ему приходят по электронной почте письма от человека, называющего себя именем одного из руководителей оккупационной администрации в Польше времен третьего Рейха, Людвигом Фишером. Содержание писем, примерно, одно и то же: «Файнберг — грязная крыса, Холокост — выдумка, а евреям место в газовой камере».
Однажды у входа в собственный ресторан на израильтянина с антисемитскими оскорблениями набросился мужчина арабского вида. Йорай снял инцидент на видео и выложил в сети. После этого к нему пришли со всех сторон Германии письма в подержку.
«Полиция, — говорит хозяин ресторана, — крайне серьёзно относится к этой проблеме, но до сих пор никто из подвергших меня нападкам не наказан».
Такое ощущение, что полицейские проявят активность, только когда словесные оскорбления и угрозы перерастут во что-то более серьёзное. Впрочем, израильтянин оказался не из трусливого десятка и говорит: «Я не покину страну из-за какой-то кучки идиотов».
Итак, подведём итоги.
Нужно ли потомкам Авраама «валить», «уносить ноги» и «собирать чемоданы»?
Я, как и подавляющее большинство живущих в Германии евреев, считаю, что второго Холокоста не будет и покидать страну, выражаясь словами Фрайберга,
«… из за какой-то, кучки идиотов» не стоит.
Сигналов, знаков, предзнаменований, подталкивающих к подобным действиям, пока не существует. Ну а дальше? А дальше никому кроме Всевышнего неизвестно.
Одно могу сказать соплеменникам, жителям родины Холокоста: для пессимизма нет оснований. Как сказала Голда Меир: «Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволить».
Источник — Мастерская
Май 2019