— Уважаемый ребе! Извините за, может быть, не совсем вежливый вопрос. В прошлом году на Песах я был на двух Пасхальных седерах (не в Израиле). Обе семьи — соблюдающие и по-человечески очень симпатичные. И дети у них воспитанные и умные. И точно так же в позапрошлом году был в двух похожих семьях. В каждом случае в конце седера произносили известные слова: «В будущем году — в Иерусалиме!». Но вот, прошел год и даже два. А все четыре семьи — все еще здесь, в Нью-Йорке. Как это объяснить? Ведь они с таким энтузиазмом произнесли «В следующем году…» Мне показалось, что произнесли вполне искренне. Из четырех семей — здесь все четыре…
Еще раз, извините за такой вопрос.
Яаков, Нью-Йорк
— Ежегодная алия из Соединенных Штатов, насколько мне известно, на 70-80 процентов состоит из ортодоксальных евреев. В абсолютных цифрах, округленно — это, к сожалению, только три тысячи человек в год. Где же остальные? Все, естественно, произносят фразу — «В следующем году в Иерусалиме!». Но проходит, как Вы пишете, год, за ним — другой, а большинство из этих «всех» остается в Америке. И это — обыкновенное проявление человеческой слабости. Ибо в материальном смысле жизнь ортодоксальных евреев в США складывается вполне благополучно. А нередко — даже более того. Полагаю, все понимают, что, приехав в Израиль, человек в большинстве случаев сталкивается со множеством проблем. В основном мелких, несерьезных. Но иногда — таких, для решения которых нужно приложить определенные усилия. Каждому понятно и то, что для устранения и мелких, и более существенных трудностей, как правило, требуется гибкость мышления, умение правильно оценивать ситуации и находить творческие, нестандартные решения, инициативность, некий уровень энергетики и много, очень много, терпения.
Безусловно, свою роль играет и такой фактор, как мазаль (для простоты в данном случае переведем его с иврита словом — «удача»). Очевидно, что все сказанное здесь хорошо осознают те, кто думает о переезде в Израиль. То есть — о практической реализации фразы «В следующем году в Иерусалиме!». При этом большинству из них, конечно же, известны характерные для американских евреев качества — социальная мобильность, умение организоваться, создавать добровольческие структуры взаимопомощи. Но опасения, а зачастую и нерешительность, нежелание менять привычный и устоявшийся образ жизни все равно перевешивают.
Но если так, то откуда тогда берутся эти ежегодные 3 тысячи религиозных евреев, приезжающих в Израиль на постоянное жительство?
Это — результат воздействия некоего «Космического духовного магнита», который постоянно (хотя и в разной степени) влияет на души евреев. В первую очередь — на души религиозных евреев.
Этот «магнит» — выраженная в Торе мировоззренческая традиция, согласно которой, еврей должен жить на Земле Израиля, в Эрец-Исраэль.
Но, с другой стороны, если существует такой «магнит», почему же в Израиль каждый год приезжают только 3 тысячи американских религиозных евреев? Потому что, как я уже сказал в этом ответе, человек — слаб. И далеко не каждый, к великому сожалению, способен возвыситься над собственными соображениями материального характера…
Отвечал рав Элиягу Эссас